Инвестиционные рейтинги стран

Когда составляются инвестиционные рейтинги стран, учитывается тип экономической системы (приоритет, естественно, отдается рыночной) и макроэкономические показатели (ВВП и ВНП, процент сырьевой экономики в общем объеме), уровень развития инфраструктуры и внешней торговли. Важнейшим фактором считается роль государства в экономике, связанная со сдерживанием экономических свобод.

Несоблюдение законов, коррупция, нарушение прав человека в государстве увеличивают риски иностранных инвесторов и, соответственно, снижают инвестиционный рейтинг страны.

На ведущих позициях таких рейтингов несколько лет держатся скандинавские страны (Финляндия, Швеция, Норвегия), соседняя Дания, Нидерланды, Швейцария. В первую десятку входят Канада, США, Австралия и Новая Зеландия – лидер последних рейтингов. Это государства, в достаточной мере вкладывающие средства в образование и науку – так называемые реальные инвестиции. По мнению аналитиков, высокий уровень внутренних инвестиций создает наиболее благоприятные условия для вливания иностранного капитала. Помимо этого, в странах-лидерах поддерживается высокий уровень экономической свободы.

Страновые особенности спроса и поведения потребителей

Состояние и тенденции развития спроса всегда выступали ключевыми факторами развития экономики

Потребительский выбор осуществляется между товарами, произведенными в самых разных странах, при этом потребности подвержены воздействию культурных, этнических и других переменных, характеризующих стили жизни и поведения конкретных потребителей, принадлежащих к конкретным сообществам, и прежде всего к территориальным, особенно страновым.

В условиях различий между регионами и странами мира анализ конкретных географических рынков должен опираться на демографическую информацию.

Демография описывает население в понятиях его размеров, структуры и распространения.

Страны могут различаться и различаются по:

·  среднему возрасту ее жителей

·  продолжительности жизни,

·  уровню образования,

·  уровню и равномерности распределения доходов,

·  по обеспеченности домохозяйств бытовой техникой,

·  по уровню и структуре занятости.

Понятно, что каждый из этих демографических показателей существенно влияет на параметры спроса и демонстрируемые потребителями предпочтения.

В России:

1) уменьшается численность населения, идет дальнейшая урбанизация, мы все больше вынуждены работать и подрабатывать, меньше отдыхать, большую долю доходов тратить на продукты первой необходимости, все меньше общаемся в свободное время. Ясно, что все это существенно меняет не только количественные показатели, но и структуру потребления, а вместе с ней и уровень потребительских требований.

2) Значительно более сложным является учет культурных ценностей, специфики национальной среды и наследия (рис. 2.8).

Алешина И. В.   Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 43.

Ниже (табл. 2.6) приводится список 18 ценностей, значимых в большинстве культур индустриально развитых стран.

Hawkins D. I, Best R. J., Coney   К. A.   Consumer Behavior: Implications for Marketing Strategy. 6-th ed. IRWIN, 1995. P. 38-40.

Что касается «ориентации на других», известно, например, что в Азии товары эффективно продаются, если они популярны — в реальности или в восприятии. Азиатские потребители — не индивидуалисты. Они предпочитают быть в гармонии со своими социальными группами, а не обособляться среди других своим индивидуальным выбором. Потребительский выбор, предпочтения во многом определяются действующими в обществе нормами во взаимоотношениях полов, в отношении к детям, пожилым людям и др. На Ближнем Востоке сами товары, цены и пункты контрактов, соглашений по их поводу могут быть далеко не столь ценны, как доверительные личные взаимоотношения, даже для бизнесменов.

В отношении «ориентации на среду» значимыми факторами выступают ценности и доминирующие стереотипы общества, демонстрируемые в отношении к новациям и традициям, склонности к риску или безопасности, ориентации на решение проблем или полагание на судьбу. Так, мексиканские потребители чаще демонстрируют фатализм: они не склонны предъявлять претензии в случае неудовлетворенности покупкой. Аналогичным образом часто ведут себя россияне, чем существенно отличаются от североамериканцев.

В группе факторов «ориентации на себя» речь может идти о национальных различиях в отношении меры индивидуальной активности, о склонности к накоплению материальных благ, о субъективной ценности времени, о роли и понимании юмора. Так, известно, юмор, том числе абстрактный, сравнительно хорошо воспринимается россиянами, в том числе в рекламе. Японцы, наоборот, считают, что сколько-нибудь серьезные рекомендации можно давать только в абсолютно серьезной форме.

В разных странах потребители реагируют с разной степенью чувствительности на попытки локализовать, сделать более «местными» глобальные маркетинговые программы.

Классический пример  - продажа кукол Барби в Японии. Ее американизированный внешний вид не способствовал росту продаж; зато сразу же после «японизации»  ее внешности продажи за два года увеличились практически с нуля до 2 млн кукол.

Индийские потребители, наоборот, не захотели, чтобы у куклы была «индийская» внешность, предпочтя ей классическую американскую; однако приятель Барби Кен оказался в Индии непопулярен из-за нетрадиционности процедуры ухаживания среди молодежи.