Прогнозирование в менеджменте

Прогнозирование – определение свойств или состояния объекта в какой-либо будущий момент времени.

Прогнозы бывают:

   Экономические (преимущественно общий характер);

   Прогнозы развития конкуренции (возможная стратегия и практика конкурента);

   Прогнозы развития технологии;

   Прогнозы состояния рынка;

   Социальное прогнозирование (отношение людей к тем или иным общественным процессам и явлениям).

Прогнозирование решает следующие задачи:

   Научно предвидит будущее на основе тенденций и закономерностей;

   Определяет динамику экономических явлений;

   Составляет прогнозы;

   Определяет в перспективе конечное состояние системы.

Методы прогнозирования:

1. неформальные

- наглядная информация (информация, получаемая от СМИ (кроме печатных органов), а также поставщиков и конкурентов). Материальные расходы не велики, но требуют значительного количества времени;

- письменная информация (получаемая из печатных источников периодической печати). Также как и наглядная не имеет глубокого характера и быстро устаревает;

- промышленный шпионаж – наиболее ценная информация, изначально находящаяся под защитой пользователя.

2. количественные. Такие методы используются, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе и имеющейся информации достаточно для внесения возможных корректив и выявления статистически достоверных зависимостей.

3. качественные. Предполагают обращение к мнению экспертов – людей, наиболее компетентных по исследуемым вопросам. К качественным методам относят:

- мнение жюри;

- метод экспертных оценок (отобранные и пользующиеся доверием эксперты заполняют опросный лист);

- модель ожидания потребностей.

4. балловый – является наиболее перспективным, используется в условиях ограниченности исходных данных. Общая методология:

- формулирование цели проведения исследования;

- определение группы специалистов;

- разработка и обеспечение проведения экспертизы;

- разработка анкеты;

- проведение анкетирования;

- анализ и обработка анкет;

- проведение анкетирования во второй, третий и т.д. раз, в зависимости от сложности исследования и требуемой точности;

- обобщение результатов.