Виды планов

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределенностью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме того, в планах могут быть ошибочные решения, и их необходимо корректировать.

Планы организации различают по:

назначению,

содержанию

 периодам действия.

По назначению выделяются планы:

 1 определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;

2 разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.

По содержанию планы отражают:

1 основные направления развития организации;

2 отдельные проблемы;

3 детальную программу производственно – хозяйственной деятельности.

  По периодам действия планы могут быть:

долгосрочные,

среднесрочные,

 краткосрочные.

На предприятиях РФ действует система планов, которая включает:

стратегический план;

прогнозные планы (программы),

текущий план;

оперативный план-график;

бизнес-план.

Так и планирование имеет свои виды:
В зависимости от длительности (сроков) планового периода:

1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

4 Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

 5 Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час )

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

1 планирование производства

2 план сбыта

3 план материально – технического снабжения

4 финансовое планирование

С точки зрения организационной структуры предприятия:

1 общее планирование деятельности фирмы

2 планирование деятельности отдельных подразделений

3 планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов

В зависимости от направленности и характеристика решаемых задач:

стратегическое или перспективное планирование

среднесрочное планирование

тактическое (текущее или бюджетное)

Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - до 10, а иногда и более лет. Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана. Поэтому при долгосрочном планировании следует как можно шире использовать нормативно-целевой подход, который базируется на определении потребностей и целей развития, а также его в сочетании с дескриптивным походом, основанном на изучении сложившихся тенденций и распространении их на будущее (Приложения 2).

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более короткий период. До недавнего времени предел среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Краткосрочное планирование - это разработка планов на один-два года (обычно краткосрочные планы - это годичные планы). Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.

Все три типа планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

Стратегическое планирование – одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные члены будут лишены чёткого способа оценки цели и направления работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Прогнозное планирование детализируют и развивают наиболее важные задачи стратегического плана и призваны способствовать их выполнению. Они должны учесть возможные опасности, связанные с внешней средой, оценить риск и предусмотреть варианты плановых решений. Состав прогнозных программ определяет особенности конкретного периода и проблемы, характерные для развития организации.

Текущее планирование – это составление и организация плана предприятия и его подразделений на год с поквартальной разбивкой. Последнее время некоторые организации из-за неопределенности внешних факторов составляют текущие планы на полугодие. Текущий план органически связан со стратегическим, он уточняет, детализирует его на конкретный год, направляет на наиболее полное использование ресурсов.

Оперативно-производственное планирование предусматривает разработку заданий и методов их выполнения на короткие отрезки времени (месяц, декаду, сутки). В этом плане детализируются в основном количественные (объемные) показатели производства. Оперативный план чаще всего имеет форму плана-графика, в котором объемы производства продукции или выполнения работ указаны по датам, что позволяет осуществлять контроль и управление.

Бизнес-план – это комплексный план подготовки и освоения нового производства, новой продукции, нового проекта. Цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать руководству компании, хозяйственным партнерам полную картину производственно-финансового положения организации, возможности ее развития, а будущим инвесторам – уверенность в надежности своих инвестиций и создать доверие к руководству.

Планирование  производства

Производство - комплексная задача. Некоторые фирмы изготавливают ограниченное количество видов продукции, другие предлагают широкий ассортимент. Но каждое предприятие использует различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами.

Приоритет - это то, какие изделия необходимы, какое их количество требуется, и когда они нужны. Приоритеты устанавливает рынок. В обязанности производственного отдела входит разработка планов удовлетворения по мере возможности рыночного спроса.

Производительность - это способность производства изготавливать товары и услуги. В конечном счете, она зависит от ресурсов компании - оборудования, рабочей силы и финансовых ресурсов, а также от возможности своевременно получить от поставщиков материалы. На коротком промежутке времени производительность (производственная мощность) - это количество работы, которую при помощи труда и оборудования можно выполнить в определенный срок.

Система планирования и контроля производства состоит из пяти основных уровней: 1 стратегический бизнес-план;  2 план производства (план продаж и операций); 3 главный календарный план производства; 4 план потребности в ресурсах

Цель плана:

1 горизонт планирования - промежуток времени от текущего момента до того или иного дня в будущем, на который рассчитан план

 2 уровень детализации - детализация необходимых для выполнения плана изделий

3  цикл планирования - периодичность пересмотра плана

На каждом уровне необходимо ответить на три вопроса:

1 каковы приоритеты - что требуется произвести, в каком количестве и когда?

2 какие производственные мощности имеется в нашем распоряжении, какие у нас есть ресурсы?

3 как можно урегулировать несоответствия между приоритетами и производительностью?

План сбыта

Сбыт продукции –это один из аспектов коммерческой деятельности промышленного предприятия. Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.

Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.

Приспосабливая сбытовую сеть и сервисное обслуживание до и после покупки товаров к запросам покупателей, предприятие-производитель повышает свои шансы в конкурентной борьбе.

План материально-технического снабжения

Материально-техническое снабжение — обеспечение предприятия всеми видами средств производства на основе народнохозяйственного плана. Материально-техническое снабжение призвано обеспечить нормальную производственно-хозяйственную деятельность предприятий для выполнения и перевыполнения заданной   ему   производственной  программы.
Ни одно предприятие не может правильно функционировать без  грамотно отработанной системы материально-технического снабжения, и каждое предприятие стремится к оптимальности процесса работы,  к минимуму затрат и наибольшей выгоде.

Приведем основные задачи организации и планирования материально-технических   ресурсов:

1 выявление и обеспечение потребности в материальных ресурсах

2 разработка планов снабжения и контроль за их выполнением

3 расчет необходимых запасов и их оперативное регулирование

4 распределение материальных ресурсов и контроль за их расходованием

5 разработка нормативов по использованию оборудования, машин    и материалов

6  организация складского хозяйства, учет и хранение материальных ресурсов

7 расширение хозрасчетных взаимоотношений между предприятиями и организациями снабжения и сбыта

Финансовое планирование на предприятии

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Цель финансового планирования - повышение эффесктивного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.

Планирование деятельности фирмы основано на том, что во внутренней среде каждой фирмы механизм цен почти полностью вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Работники как участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия. Планирование становится возможным тогда, когда отношения между фирмами перерастают характер случайных, одноразовых рыночных сделок и приобретают более устойчивый и долговременный характер.

Оперативное планирование является продолжением текущего и краткосрочного планирования производства, формируя производственные программы и задания подразделениям вплоть до конкретного рабочего места.

Основными типами оперативных планов являются: оперативно-календарный план, сменно-суточное задание и план-график движения продукта в рамках технического процесса.

Оперативно-календарный план содержит последовательность и сроки запуска-выпуска изделий и их партий по дням недели, загрузку технологических линий и оборудования и является основным документом для разработки сменно-суточных заданий.

В сменно-суточном задании указываются конкретная номенклатура и количество изделий, необходимых для нормального функционирования производственного процесса как данного цеха, так и смежных с ним. Сменно-суточные задания могут дополняться планом-графиком движения продуктов, отдельных частей изделий.

Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.
При реализации разработанного календарного плана ведется оперативный учет хода его выполнения - осуществляется сбор информации о фактическом выполнении плана, ее переработка и передача соответствующим службам предприятия.

Налог на игорный бизнес
Вред и польза инноваций
Управление поведением организации
Социально-политические учения возрождения
Этапы создания нового продукта
Анализ денежных потоков
Рыночная модель туризма
Способы организации туристского продукта
Применение делегирования в управлении предприятием
Оборотные средства
Политика предприятия в области оборотного капитала
Развитие управления