Виды нововведений предприятий индустрии гостеприимства

Для определения возможных направлений инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства необходимо ввести классификацию инноваций.

Итак, все нововведения предприятия можно условно разделить на первичные и вторичные .

Первичные инновации, будь то товар (услуга), метод управления персоналом или технология, являющиеся Принципиально новыми для рынка, в основе которых лежит первичное использование новой идеи, называются первичными инновациями первой волны. Первичные инновации второй волны являются результатом внесения качественных изменений в товары (услуги), технологии и т. д., уже существующие на рынке. Для разработки первичных инноваций и их внедрения предприятия должны обладать значительным потенциалом и ресурсами. Несмотря па высокий процент «провала» нововведений (порядка 18% для сферы услуг), предприятия все равно стремятся использовать их в качестве своего конкурентного преимущества и создают для этого специальные подразделения, занимающиеся разработкой нововведений, или прибегают к помощи научно-исследовательских центров.

Вторичные инновации представляют собой имитацию первичных, они являются новыми только для конкретных предприятий, которые таким образом экономят па исследованиях и имеют возможность учесть ошибки «первопроходцев».

Если предприятие имеет возможность предвидеть (или стимулировать) изменения внешней среды и внедряет соответствующие инновации, обеспечивающие будущие конкурентные преимущества, то инновации называются опережающими .

Адаптационные инновации, наоборот, являются следствием произошедших изменений во внешней среде.

Различают базисные нововведения, то есть новшества в организации сервиса и обслуживания клиентов, которые заметным образом трансформируют всю организацию сервисной деятельности, и частичные инновации, усовершенствующие некоторые звенья и аспекты процесса обслуживания. Те и другие характеризуются тем, что они совершенствуют разные стороны сервисной деятельности, сокращая время оказания услуг, создавая удобства для потребителей.

Выделяются следующие основные типы инноваций в производстве услуг:

-  технические , связанные с внедрением новых видов техники, приспособлений, инструментов, а также технико-технологических приемов труда в обслуживании. Наиболее заметная тенденция в современной сфере услуг связана с внедрением компьютерной техники, распространением информационно-технологических новшеств, облегчающих работу с клиентами и в целом весь процесс сервисного производства;

-  организационно-технологические , связанные с новыми видами услуг, более эффективными формами обслуживания и организационными нормами труда;

-  управленческие , ориентированные на совершенствование внутренних и внешних связей организации, использующие методы и формы менеджмента;

-  комплексные , охватывающие одновременно разные аспекты и стороны сервисной деятельности.

Инновационный процесс зарождается на этапе разработки новой идеи. Далее эта идея углубляется и конкретизируется в ходе создания внедренческого проекта. Вслед за этим инновационный процесс продолжается в деятельности по внедрению нововведения, а также в ходе его распространения в сервисной практике.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Инновационный процесс - это совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное, в котором — сравнить полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа — определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждый период.

При внедрении нововведений фирмой выбирается одна из типовых инновационных стратегий:

-  наступательная стратегия (ориентация на новые области рынка и рыночные перспективы);

-  защитная стратегия (выход на рынок только после анализа результатов деятельности конкурента);

-  поглощающая стратегия (покупка нововведения у других компаний);

-  промежуточная стратегия (заполнение ниши между конкурентами);

-  создание рынка (применение нововведения, значительно увеличивающего рынок);

-  разбойничья стратегия (применение нововведений, серьезно уменьшающих размеры рынка);

-  привлечение специалистов-разработчиков.

Внедрение инновации носит вероятностный характер. Другими словами, нельзя заранее с полной уверенностью утверждать, что новшество приживется. Вместе с тем, не закрепившись в одном месте, оно может внедриться в другом. Чем больше характер новшества приближается к базовому, тем более неопределенным становится результат внедрения. Поэтому сложные нововведения трудно планировать. Небольшие усовершенствования, уже апробированные в тех или иных фирмах, внедряются легче, сравнительно проще прогнозировать их внедрение. Кроме того, новшества могут вызывать конфликт интересов как внутри коллектива, так и во взаимодействии с партнерами, потребителями.

Все это заставляет обращать особое внимание на процесс внедрения. На многих предприятиях сервиса имеются инновационные менеджеры, то есть специалисты, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью по внедрению инноваций в работу фирмы. Но в целом эффективное инновационное внедрение позволяет предприятию повысить прибыльность процесса оказания услуг, укрепить деловой имидж, стабилизировать свое положение на рынке в целом.

Как правило, инновационный процесс охватывает разные стороны производственной, организационно-технологической, маркетинговой и управленческой деятельности, независимо от того, как внедрение обозначают сами менеджеры и в каких структурных подразделениях они его отрабатывают. Помимо менеджеров, специалистов по маркетингу к инновационным процессам напрямую оказываются причастны рядовые работники, весь персонал сервисного предприятия. В этом случае процесс внедрения направлен вертикально сверху вниз. Если нововведение внедряется успешно, то в эту вертикаль начинают интегрироваться и потребители. В таком случае нововведение приобретает возможность распространяться вширь: успех нововведения позволяет фирме увеличить объем продаж, расширить число клиентов и одновременно вызывает желание у конкурентов повторить ее успех. Для разработки и внедрения нововведения может быть создано специальное объединение, в состав которого вовлекаются крупные предприятия, малые фирмы, учебные и научные заведения. Целью подобного объединения оказывается внедрение конкретного нововведения с соответствующим обеспечением новым оборудованием, технологией, подготовленными кадрами.

Источниками средств для разработки и реализации нововведений могут быть прибыль предприятия, заемные средства, государственные научные программы. Государство обычно разрабатывает системы мер, стимулирующих предприятия к внедрению нововведений: поддержка фундаментальных научных исследований, предоставление налоговых льгот, организация государственного фонда инвестиционной поддержки, поддержка баз научной информации.

Следует отметить, что к концу 1990-х гг. из потока первоначальных зарубежных новинок сервиса в отечественной сфере услуг закрепились далеко не все. Многие товары, формы и виды сервисной деятельности пришли в конфронтацию с экономической практикой, а также с платежеспособностью и запросами населения. Сказывалось также и расхождение потребительских стандартов, свойственных гражданам зарубежных стран, с одной стороны, и нашему потребителю - с другой. Осознавая огромную сложность внедрения инноваций в сервисную практику, предприниматели и менеджеры должны планировать весь процесс освоения инновации, внимательно отслеживать его ход и результаты. Помощь в этом им может оказать разработка инновационной программы.

Финансовый контроль
Основное содержание производственного процесса
Виды и элементы организаций
Экологический аудит
Централизация и децентрализация власти и управления
Управление кредиторской задолженностью предприятия
Роль СИЗ
Критерии эффективности инвестпроектов
Ведение переговоров с представителями турфирм
Планирование в система экологического менеджмента