Виды лицензий. Торговля лицензиями

Представителями лицензии могут стать:

1.  Теоретические разработки, лабораторные исследования, которые передаются в форме отчетов, методик, технических документаций, конструкций. Покупатель в этом случае очень рискует. Риск связан компенсацией расходов и малой вероятностью получения прибыли от использования новых разработок. Поэтому цена лицензии не высока.

2.  Технические решения, продаваемые в виде полных комплектов документации включая не только конструктивную и технологическую, но и эксперементально-ремонтную документацию. В этом случае риск покупателя ниже, а цена лицензии выше. Но и здесь нет полной информации, а соответственно уверенности в реализации  продукта по лицензии.

3.  Производственно освоенные мощности и инновации, которые обеспечивают внедрение новшеств в кратчайшие сроки и с минимальным риском. В этом случае продавец может гарантировать быстрое достижение общественных технологий.

Чтобы договор лицензии вступил в силу в РФ, его нужно зарегистрировать в патентном ведомстве – Госпатенте. После регистрации необходимо сообщить публично в специальном журнале.

При реализации лицензионного договора покупатель выполняет различные платежи. Единовременный платеж право пользованием лицензией, называется национальным.

За  основу расчета цены лицензии берется объем сбыта продукции, которая может быть выкуплена покупателем с использованием лицензионной информации (за приобретение 7 брендов аналогичной продукции фирма “American Brands” заплатила фирме “Sergan” $370 млн.). Договор считается готовым к подписанию если стороны пришли к соглашению по всем существующим условиям:

  ·   По предмету договора

  ·   По цене

  ·   По территориальному действию лицензии

  ·   По срокам действия

  ·   По объему передаваемых прав

Лицензионная сделка имеет следующие особенности: право собственности и ограничений сроков действия и территорий остается за продавцом.

Лицензионные договоры различаются по предмету сделок, наличию охраны объекта лицензии, видам лицензий, объёму передаваемых прав.

По наличию охраны лицензионные договоры делятся на патентные и беспатентные. Патентные – это соглашение об уступке прав на использование запатентованного объекта ИС. Беспатентные – это передача ноу-хау.

Виды лицензий.

  ·   Чистые

  ·   Сопутствующие

  ·   Возвратные

  ·   Перекрестные

  ·   Принудительные

  ·   Открытые

  ·   Обязательные

Простая или неисключительная лицензия – это лицензия, по которой лицензиар (продавец) передаёт лицензиату (покупателю) право на производство и сбыт продукции на рынках, указанных в соглашении, оставляя за собой право выхода на этот рынок и продажи другому лицензиату права выхода на этот рынок.

Простые лицензии обычно продаются на товары массового спроса. Когда у лицензиара нет уверенности, что один лицензиат полностью удовлетворит спрос на этом рынке. По договору исключительной лицензии лицензиар передаёт и разрешает использовать предмет соглашения лицензиату в объёме, обусловленном соглашением на определённый срок, отказываясь от права продажи лицензии третьим лицам и права самому использовать объект соглашения в тех же границах, что и лицензиат. В этом случае лицензиар оставляет право самому использовать предмет соглашения и продавать простые и исключительные лицензии на других территориях (так происходит разделение рынка).

По договору полной лицензии лицензиар передаёт все права лицензиату без территориальных ограничений на срок действия соглашения, при этом он лишается прав на производство и продажу. В случае изобретения это равносильно уступке патента.

Случаи договоров на полную лицензию редки и, как правило, относятся к побочным изобретениям данной фирмы.

Сублицензия - такое соглашение, которое продаёт не лицензиар, заключающий первоначальное соглашение, а его контрагент – лицензиат. Объём прав, передаваемых по сублицензии меньше прав, которыми располагает лицензиар.

Пути повышения эффективности системы менеджмента качества, стимулирования
Постановка управленческой задачи
Оптимизация процентной политики банков
Возникновение философии
Природа как объект философского познания
Значение финансового анализа
Функции кадровой службы
Эффективный менеджмент
Особенности выявления кредитного риска в банках
Изучение товарной структуры рынка
Этапы деловой карьеры
Налоговые доходы бюджетной системы