Виды инновационных организаций

Организационная структура ИП — это совокупность научных, конструкторских, проектных, технологических и информационных подразделений (лабораторий, отделов, секторов, групп), осуществляющих основную творческую деятельность по созданию интеллектуального продукта — инноваций определенного профиля и специализации, а также производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, обеспечивающих выполнение тематических планов НИОКР и реализацию созданных инноваций.

Основополагающими факторами, под воздействием которых формируется организационная структура ИП, являются:

• особенности отрасли знаний, науки и техники, производства;

• степень самостоятельности ИП или место в структуре объединения;

• направления исполняемых НИОКР и конкретных заданий тематического плана;

• уровень специализации и степень кооперации конкретного ИП и его место в общественном разделении труда, а также технология проведения и уровень автоматизации научных, проектно-конструкторских, экономико-управленческих работ;

• сроки решения научно-технических проблем;

• структура располагаемых ресурсов ИП (трудовых, материальных, информационных и финансовых) и тенденции их развития.

Важнейшими принципами построения и совершенствования структур ИП являются:

• первичность целей, функций, задач и вторичность решающих их подразделений;

• рациональное разделение и кооперация труда (внешнего и внутреннего) и целесообразная специализация подразделений и исполнителей, что в свою

очередь создает условия для научной организации труда работников всех уровней, ускорения документооборота и прохождения информации всех видов по вертикали и горизонтали, сокращения цикла и уменьшения затрат

на создание инноваций;

• иерархичность взаимодействия структурных подразделений с минимально возможным числом уровней иерархии для обеспечения кратчайших путей прохождения информации сверху вниз и снизу вверх;

• обеспечение управляемости, для чего на каждом иерархическом уровне оптимально должны находиться 5-6, но не более 8-9 организационных ячеек;

• специализация каждого структурного органа любого уровня на выполнении возможно узкого круга функций, предусмотренных положениями.

• недопустимость подразделений с двойным подчинением, а также не создающих и не перерабатывающих информацию, а лишь транслирующих ее сверху вниз, снизу вверх или по горизонтали;

• установление размеров подразделений с учетом объема перерабатываемой информации;

• способность к быстрой перестройке при изменении целей, задач, предпосылок функционирования и ухудшении качества работы элементов действующей структуры.

Управление инновационной деятельностью имеет ряд особенностей

по сравнению с традиционным, рутинным производством. К ним относятся:

• Инновационная установка высшего руководства, которое является инициатором инновационного процесса.

• Приоритет инновации как главной организационной ценности. Признание нормой постоянно проводимых организационных изменений.

• Освобождение части лучших работников от рутинных работ для творческой инновационной деятельности.

• Организация консультационной помощи в области нововведений. Крупные компании создают специальные консультационные или аналитические группы по широкому кругу вопросов инновационной деятельности фирмы. Например, так называемые «радарные группы» , в задачи которых входит постоянное отслеживание тенденций в области инноваций, прогнозирование, координация инновационных работ, консультирование специалистов функциональных подразделений. В некоторых организациях с целью инициации и поддержки инновационной деятельности создаются “Отделы активного развития”, “Отделы перспективного планирования”.

• Максимальная хозяйственная самостоятельность подразделений фирмы.

Венчурные фирмы

Малые фирмы, работающие в основном в наукоемких отраслях: производство программного обеспечения, электронное и точное машиностроение, биотехнологии, химия, лекарственные препараты, относятся к фирмам – новаторам и фирмам – пионерам, используют в своей деятельности венчурный капитал.

Результатом деятельности венчурных фирм стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, кинескоп, турбореактивный двигатель и многое другое.

Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой целевой активностью, высокой компетентностью и профессионализмом. В некоторых случаях венчурные фирмы создаются как временные проектные структуры.

Фирмы «спин-офф»

Фирмы «спин-офф» это малые инновационные фирмы, которые организуются с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов – военных, космических.

В отличие от венчурных фирм здесь большую роль играет государственный сектор, который служит не только отправной точкой при организации таких фирм, но и оказывает значительную финансовую, организационную, информационную помощь.

Инжиниринговые фирмы

Инжиниринговые фирмы – это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками с одной стороны, и между разработками и производством – с другой.

Инжиниринговая деятельность связана:

• с экспертизой и оценкой объектов промышленной интеллектуальной собственности – изобретений, промышленных образцов, ноу-хау с точки зрения их практической реализуемости, коммерческой эффективности;

• с созданием инновационных проектов, направленных на промышленную реализацию научно-технических новшеств;

• с организацией производственных процессов на предприятии, внедряющем новшество.

Инжиниринговые фирмы осуществляют, как консалтинг по вышеперечисленным направлениям, так и выполняют практическую работу.

Бизнес-инкубаторы

Цель функционирования бизнес-инкубаторов – обеспечение эффективной инкубации (выращивания) предпринимателей, создание малых фирм.

Каждый клиент бизнес-инкубатора проходит в своем развитии ряд стадий:

• собеседование;

• тестирование;

• оценку инновационного замысла или бизнес-проекта;

• консультирование и/или составление бизнес-проекта и других документов;

• начало работ по бизнес-проекту;

• освоение бизнес-проекта;

• выход из инкубатора.

Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе – от 1 до 2,5 лет.

Существует две формы участия в бизнес-инкубаторе –действительная и ассоциативная. Вторая форма в отличие от первойпредусматривает свободное пользование всеми предоставляемымиинкубатором услугами без размещения фирмы непосредственно натерритории бизнес-инкубатора.

Юридической основой взаимоотношений бизнес-инкубатора и его членов является договор, определяющий права и обязанности сторон, финансовые отношения, сроки пребывания клиента в бизнес-инкубаторе.

За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из бизнес- инкубатора в течение 1,5 – 2 лет финансовая задолженность должна быть погашена. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5 %), который предприниматель выплачивает в течение 3 – 5 лет после выхода.

В России сложились три основных модели бизнес-инкубаторов. Первый тип сформировался при технопарках, где они функционируют как основное ядро. Такие бизнес-инкубаторы действуют на базе наукоемкого производства, высоких технологий. Второй тип бизнес-инкубаторов ориентирован на предпринимателей, связанных в основном с производством товаров народного потребления, с оказанием различных ремонтных и сервисных услуг. Третий тип – региональные бизнес-инкубаторы, созданные для решения хозяйственных проблем с учетом региональных приоритетов.

Большая роль в их деятельности отводится решению социальных проблем.

Технопарк

Технопарк – инновационная организация, главной целью которой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет “инкубации” – выращивания малых и средних инновационных фирм на базе какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения главной цели технопарк решает следующие основные задачи:

• организационное, правовое, информационное, экономическое консультирование и содействие развитию малых инновационных фирм;

• организация служб коллективного пользования для маркетинговой, рекламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, лицензирования, сертификации, патентования;

• поиск источников финансирования;

• создание совместных предприятий в различных областях инновационной деятельности;

• проведение выставок, семинаров, конференций;

• подготовка и переподготовка специалистов;

• реализация торговой и посреднической деятельности.

Недостатки и опасности такого вида организации инновационной деятельности:

• опасность превращения технопарка в инкубатор “отходов” вузовской и отраслевой науки;

• опасность превращения технопарка в региональный торговый дом, в случае если будут отсутствовать другие источники финансирования, кроме коммерческих;

• опасность потери управляемости в случае разрастания технопарка.

Японский вариант технопарков – технополисы .Технополисы создаются только решениями центральной власти. Правительственная программа развития технополисов была принята в 1983 г. При этом учитывались не только научно-технические и экономические аспекты, но и территориальное расположение, и площадь. Программа предусматривает ряд налоговых льгот, субсидии.

Финансирование технополиса осуществляется следующим образом: 50% средств на функционирование технополиса выделяется через местную префектуру, 30 % поступает из регионального бюджета, 10 % выделяет правительство, 10 % поступает от ассоциаций, корпораций, частных лиц.

Научно - финансово промышленные группы ( НФПГ )

Основной целью создания НФПГ являются интеграция и активизация интеллектуальных, информационных, материально-технических и финансовых ресурсов для развития научно-технического потенциала региона и страны в целом.

Участниками НФПГ могут быть:

• научные и научно-образовательные учреждения;

• финансовые группы, банки;

• региональная администрация;

• промышленные предприятия.

Задачи НФПГ:

• конкурсный отбор инновационных проектов;

• вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты;

• организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ;

• создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача;

• финансирование НИОКР.

Принципы работы НФПГ:

• добровольное объединение исполнителей проекта и интеграция их ресурсов на взаимовыгодной основе;

• программно-целевая деятельность;

• многоканальное финансирование проектов;

• максимальная экономическая эффективность.

Критерии оценки профессионального риска
Мотивационный процесс в организации
Оценка инновационного потенциала
Власть как регулятор
Информационный менеджмент
Классификация затрат предприятия
Организация ремонтной службы предприятия
Природно-естественные риски
Формы управления предприятиями гостеприимства
Система налогообложения
Менеджмент качества в России