Ошибки организаций при внедрении СМК

Недоверие, отсутствие убежденности в достижении положительного эффекта от внедренной СМК связано со скудностью информации об успехах функционирующих СМК, и объясняется это тем, что успешные показатели деятельности порой бывает трудно напрямую увязать именно с СМК. Прозрачность деятельности невозможно измерить размером полученной прибыли. А наведение порядка в организации в части большей прозрачности и понятности происходящих бизнес-процессов, всегда связано с преобразованиями, дополнительными усилиями и руководства, и персонала. И не всегда хочется «будоражить болото», менять привычный уклад.

Стереотип никчемности СМК связан еще с непрофессиональным внедрением и формальным подтверждением соответствия требованиям ISO 9001 со стороны сертифицирующих органов. К сожалению, уважение к сертификату СМК подорвано именно по этой причине. К тому же цели организаций, принимающих решение о построении СМК, различны. Если цель, получить сертификат, даже не понимая, а порой и не читая требования ISO 9001, то ждать эффекта «волшебной палочки» нет  смысла. Если цель, построить действенную систему управления, взять лучшее из накопленного опыта современных систем менеджмента, добавить ценности своему бизнесу, тогда необходимы усилия всего коллектива, осознание того, что  правильно настроенная СМК  будет способствовать улучшению конкурентоспособности, снижению себестоимости и улучшению качества. Если придет понимание, то и недоверие пропадет.

Для реализации Проекта по разработке и внедрению СМК необходимо воспитать (научить, убедить, вовлечь) единомышленников, и  роль руководителей  приобретает определяющее значение. Будучи лично заинтересованы в успехе построения СМК, руководители должны обеспечить доходчивое объяснение сотрудникам, каковы цели внедрения системы, важность их  личного участия, вовлеченности, а не просто заинтересованности. И тогда успех не заставит долго ждать.

Стремление сохранить так называемый порядок взаимоотношений в коллективе и ничего не делать, наверное, неплохо, только с какой стороны на это посмотреть. Традиционный уклад взаимоотношений в коллективе,  их культура – это очень важные составляющие успеха любой организации. Именно они могут быть основой для совместной работы на общий результат.

Не скрывайте ничего от сотрудников, вовлекайте их в деятельности связанную с разработкой и внедрением СМК и весть негатив уйдет.

Главные ошибки организаций при внедрении СМК:

–   внедрение стандарта, а не СМК в соответствии с моделью, предложенной ISO 9001:2008,  и с учётом специфики своей организации, еебизнес целей и бизнес процессов;

–   отсутствие заинтересованности высшего руководства при построении СМК, поддержки топ-менеджеров, и, как следствие, непонимание персонала, зачем все это надо;

–   внедрив СМК, возникает стойкое  ошибочное убеждение,  что всё сделали, а дальше она сама будет «крутиться» без постоянной поддержки и развития;

–   внедрение процессного подхода на останках традиционной вертикально-иерархической структуры;

–   непонимание сотрудников своей роли, цели своей деятельности и конкретных выгод.