Бюджет предприятия

Определение и сущность бюджета, виды бюджетов.

 Существуют 3 стадии планирования:

1 -    планирование — это долгосрочный прогноз;

2 -    программирование — конкретизация стратегических направлений;

3 -    бюджетирование — детализированный вид планирования.

Существует много различных бюджетов.

Бюджет в западной экономике — это смета доходов и расходов. На Западе принято каждый день подводить итоги — составлять бюджет.

Бюджеты — это мощный инструмент любого управленческого учета.

Можно рассматривать в качестве бюджета план по прибыли, который должен показывать планируемую деятельность по центрам ответственности.

Неприбыльные организации также должны составлять бюджеты.

Бюджет — это документ, который характеризует выполнение намеченных целей.

В бюджете рекомендуется сравнение результатов с прогнозируемыми величинами. Базой для сравнения могут быть выбраны и другие показатели.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм.

Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, а также от размера организации, степени детализации, квалификации разработчиков бюджета.

Бюджет должен быть понятным и ясным для пользователя. При составлении бюджета важно учитывать пожелания всего руководящего состава предприятия (виды разработочных форм, количество предлагаемых показателей для анализа).

Работу над бюджетом следует начать с формулирования его названия и указания периода времени. На предприятии могут быть созданы собственные формы бюджета. При изменении и деятельности предприятия необходимо составлять и новые формы бюджета.

Бюджет — это план на определенный период.

Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, показывающий планируемую величину доходов и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь.

Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями управления. Рекомендуется планировать на 4-х недельный период, а не на месячный. Годовой бюджет должен составляться укрупненно по кварталам, с разбивкой помесячно в первом квартале.

Сегодня распространены скользящие, или непрерывные, бюджеты.

Фирмы используют бюджеты как инструмент долгосрочного планирования в целом по организации и для отдельных структурных подразделений или для отдельных видов бизнеса.

Функции бюджета.

1 -      планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

2 -      координация действий структурных подразделений различных видов деятельности;

3 -      стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих подразделений;

4 -      контроль текущей деятельности, обеспечение дисциплины;

5 -      контроль выполнения работ центрами ответственности и оценка работы их руководителей;

6 -      обучение менеджеров предприятия.

Виды бюджета

1)      Общий бюджет — этот бюджет состоит из оперативного и финансового бюджета.

2)      Оперативный бюджет — показывает планируемые операции на предстоящий год.

Он включает в себя Бюджетный отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе Бюджета продаж, Производственного бюджета, Бюджета товарно-материальных запасов, коммерческих и общеадминистративных расходов.

3)      Бюджет продаж — определяется руководством фирмы.

Данный бюджет предопределяет уровень деятельности всей компании. Является самым критическим местом в бюджетировании. За него ответственен отдел продаж.

4)      Бюджет коммерческих расходов — он детализирует все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции. За него ответственен отдел продаж.

5)      Производственный бюджет — необходимо определить количество нужной конкурентоспособной продукции, которая пересчитывается плановым отделом в текущих ценах на сегодня с учетом прогнозируемого темпа инфляции в будущем периоде.

Данный бюджет должен быть сориентирован на обеспечение запланированных продаж и необходимых запасов продукции на складе.

6)      Бюджет закупки материала — здесь определяется сроки закупки, виды, количество сырья, материалов, полуфабрикатов.

Использование материалов определяется в Производственном бюджете, а также предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов.

7)      Бюджет трудовых затрат — определяет необходимое рабочее время в часах на выполнение производственной программы.

Рассчитывается путем умножения количества единиц продукции на норму затрат труда на единицу продукции (в часах).

Здесь же определяются затраты труда в денежном выражении, умножением  рабочего времени на часовую тарифную ставку.

8)      Бюджет общепроизводственных расходов — план предполагаемых производственных затрат, за исключением прямых затрат и затрат на оплату труда.

9)      Бюджет общих и административных расходов — план текущих операционных расходов, необходимых для поддержания деятельности предприятия в целом.

Данные бюджета необходимы для бюджета денежных средств и для контроля за данными расходами.

Большинство затрат этого бюджета являются постоянными.

10)  Прогнозный отчет о прибылях и убытках — менеджер может разработать прогнозную себестоимость реализуемой продукции, используя данные всех предыдущих бюджетов.

Для информации о доходах используются данные бюджета продаж.

Таким образом, прогнозируемую прибыль/убыток возможно рассчитать.

11)  Финансовый бюджет — это план с предполагаемыми источниками финансирования средств и направлениями их использования.

12)  Бюджет капитальных расходов — важно оценивать объем входящих (вливаемых) внешних инвестиций.

В этом состоит комплексная задача управленческого учета, и эта информация влияет на все последующие финансовые отчеты.

Здесь рассматриваются вопросы затрат на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию внутри предприятия, а также выплата процентов за кредиты.

13)  Прогноз денежных потоков (Баланс денежных средств)

Данный баланс разрабатывается после того, как составлены все предыдущие бюджеты. Это план поступления денежных средств и платежей на будущий период времени.

В целом здесь оценивается конечное сальдо на счете денежных средств, а также финансовое положение для каждого месяца в году.

Значительное сальдо может свидетельствовать о том, что финансовые средства используются недостаточно эффективно.

Низкий уровень сальдо оказывает, что предприятие не может расплатиться по текущим обязательствам.

14)  Прогнозный отчет о финансовом положении (бюджетный бухгалтерский баланс)

После подготовки Баланса денежных средств, зная прогнозное сальдо, определив чистую прибыль, сумму капиталовложений, создается прогнозный бухгалтерский баланс.

Руководство фирмы должно решить, принять ли предлагаемый бюджет или необходимо изменить планы.

Управление процентным риском
Жизненные кризисы и деятельность руководителя
Инструменты срочного рынка
Налоговое регулирование
Составление бухгалтерской отчетности
Инновационная деятельность в развитых странах
Основные законы и система категорий диалектики
Классическая философия качества
Принципы менеджмента качества
Производственная система
Анализ состояния организации
Особенности принятия управленческих решений