Бюджет денежных средств

Бюджет  движение денежных средств (БДДС) - это план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Он показывает возможные  поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию (исходя из условий договоров/контрактов), задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность), использование неденежных форм платежных документов (зачеты, векселя и пр.).

Составление бюджета должно обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств компании на планируемый период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды времени могут быть запланированы убытки, то в БДДС конечное сальдо должно быть обязательно положительным – то есть  «остатки на расчетном счете/кассе на начало периода» + «все поступления денежных средств за период» - «все списания денежных средств за период» больше 0. При планировании движения денежных средств всегда нужно следовать простой рекомендации: БДДС должен отражать лишь «живые» деньги, а не обязательства. Только тогда, когда будет точно известно  движение денежных средств предприятия, можно надеяться что бизнес под контролем.

Бюджет денежных средств преследует две цели.

Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса.

Во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляют периоды излишка денежных средств или их дефицита.

Использование БДДС в управлении позволяет:

1)      Вести с учетом выбранного уровня детализации учет, анализ и планирование денежных потоков предприятия в целом и в разрезе образующих его ЦФО.

2)      Обеспечивать информационную поддержку текущей платежеспособности.

3)      Выявлять размеры и динамику положительного и отрицательного сальдо наличных средств как в целом по предприятию, так и в разрезе каждого ЦФО.

4)      Осуществлять финансовый контроль в дочернем бизнесе (если таковой имеется).

5)      Осуществлять и контролировать проектное финансирование.

Основными категориями, используемыми при бюджетировании денежных средств, являются:

- выручка от реализации - учетный доход от реализации продукции или услуг за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы дохода;

- прибыль - разность между учетным доходом и расходами, начисленными на реализованную продукцию;

- поток денежных средств - разность между всеми полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период времени.

Как видно, между прибылью и величиной поступивших денежных средств, имеется ряд существенных различий:

 -  прибыль отражает учетные денежные и неденежные доходы в течение определенного периода, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;

 -  прибыль может признаваться после совершения продажи, а не после поступления денежных средств;

 -  при расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее реализации, а не в момент их оплаты.

Таким образом, денежный поток отражает движение денежных средств, которые могут не учитываться при расчете прибыли, а также амортизацию, капитальные расходы, налоги, штрафы, долговые выплаты и чистую сумму долга, заемные и авансированные средства.

Условно можно разделить отчеты о движении денежных средств, которые готовит предприятие, на внешний и внутренний.

Внешний ОДДС (разработанный Минфином) призван контролировать налогооблагаемую базу предприятия, а внутренний - его финансовые потоки, у них разные пользователи. Исходя из этого, возникает очень важный момент - разница в способе получения и классификации информации сильно сказывается на информационных возможностях двух документов. Информационные возможности внешнего отчета ограничены планом счетов и сроками составления баланса (раз в квартал), на основе которого они формируются.

Внутренний отчет возникает из бюджета движения денежных средств и может иметь ту степень детализации и тот регламент, которые заложены в бюджетировании.

Внутренний ОДДС позволяет при правильно построенной детализации, в любой момент собрать общую картину внешнего отчета, тогда как обратный процесс невозможен. Однако для этого необходима интеграция с бухгалтерией.

Разработка регламента бюджетирования денежных потоков включает:

- определение бюджетного периода – периода, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением.

- определение порядка разработки, представления и консолидации бюджетов.

- определение порядка составления отчетов об исполнении бюджетов и оценка исполнения

Самыми достоверными документами, содержащими информацию о движении денежных средств, являются бухгалтерские - платежные поручения, приходные и расходные, ордера, кассовая книга, выписка банка о движении средств на расчетном счете. Однако, как показывает практика, сводная информация бухгалтерии не может использоваться ни для текущего, ни для оперативного управления в силу ее запаздывания и несовпадения группировки с принятой в системе бюджетирования. В силу этого, ежедневную обработку поступающей бухгалтерской информации в принятом формате Бюджета движения денежных средств должны проводить финансовые службы, готовя тем самым отчет о фактическом исполнении БДДС, анализ отклонений и разрабатывая предложения по регулированию денежных потоков. В частности, в их функции могут входить:

 - контроль расходования денежных средств в рамках утвержденных лимитов по
отдельным статьям расходов;

 - перенос сроков отдельных платежей;

 - взятие овердрафтов;

 - прочие мероприятия, направленные на выполнение платежного баланса в рамках
утвержденного БДДС.

- разработка положения о бюджетном регламенте

- организация бюджетного процесса

Коммуникационные сети в управлении
Анализ функционирования СЭМ
Составление бюджета в КНР
Организация финансового менеджмента на предприятии
Методология менеджмента персонала
Налоговый менеджмент
Свойство материи
Единый налог на вмененный доход
Элементы налогового менеджмента как системы управления
Типы организаций
Определение соответствия в менеджменте качества
Служба бронирования в отелях