Бизнес процесс в инновационном менеджменте

Бизнес-процесс инноваций представляет собой действия управленческого персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

Бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса:

1) Бизнес-процесс заявки на инновацию.

Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция

2) Бизнес-процесс производства инновации.

Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже.

3) Бизнес-процесс разработки, как и коммерциализации новшества представляет собой процесс, включающий совокупность взаимосвязанных работ по созданию инновации от разработки до коммерциализации, четко ориентированный на кратчайший путь выполнения и оптимизации затрат, предполагающий получение прибыли на каждом из его этапов при соответствующей маркетинговой, финансовой поддержке и защите интеллектуальной собственности.

Инновационные стратегии и формы коммерциализации результатов (исследовательские организации) подразделяют на три основных вида:

- Реализация научно-технической продукции (рынок знаний);

- Реализация прав использования объектов интеллектуальной собственности (рынок объектов интеллектуальной собственности);

- Доведение разработки до промышленного использования (рынок продуктов).

Первые два пункта непосредственно относятся к трансферу технологий, т.е. их передаче от одного носителя другому, который стал неотъемлемой частью мирового экономического процесса, а работа организаций научного сектора во всем мире все больше и больше оценивается с точки зрения экономически эффективного использования технологий на мировом рынке.

Существует многообразие механизмов, с помощью которых в развитых странах мира государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности.

В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы:

- Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов (например, участие в венчурном финансировании) или организаций (например, малых инновационных фирм).

- Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере (государственно-частные партнерства).

- В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий, и т.п.).

3) Бизнес-процесс реализации инновации.

Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием.

Бизнес-процесс разработки и коммерциализации инноваций имеет во многом схожие с инновационным менеджментом на предприятии, функции и представляет собой:

1) единство процесса, объединяющего множество разнородных работ по разработке, производству, коммерциализации новых изделий;

2) четкое представление конечной цели бизнес-процесса, обеспечение направленности на финансовый результат;

3) нацеленность на оптимизацию межфункциональных связей всех стадий процесса разработки и коммерциализации новшества;

4) стремление к оптимизации затрат и результатов на основе бюджета процесса;

5) обеспечение качества всех выполняемых работ по созданию и коммерциализации новшеств;

6) непрерывный мониторинг возможностей предприятия по обеспечению бесперебойности реализации бизнес-процесса;

7) обеспечение гибкости инновационной деятельности;

8) коммерческое использование результатов различных стадий создания и коммерциализации новшеств;

9) сочетание интересов разработчиков, производителей и потребителей;

10) инновационная восприимчивость персонала при создании и коммерциализации инноваций;

11) мониторинг риска на каждой стадии бизнес-процесса с выработкой мероприятий по его снижению.

Единство процесса, объединяющего множество разнородных работ по разработке, производству, коммерциализации новых изделий.

Процесс создания и коммерциализации является основным для промышленного предприятия, базой которого является производство продукции и оказание соответствующих сервисных услуг по обслуживанию производимых продуктов.

Единство бизнес-процесса предполагает последовательную интеграцию всего комплекса работ, повышает уровень взаимосвязей между ними, снижение риска возникновения упущенных выгод и нереализованных возможностей, определения существующих резервов производственного потенциала, дает возможность точного определения компетенций и четких должностных инструкций участников бизнес-процесса, что способствует сокращению длительности включаемых процессов отдельно и всего бизнес-процесса в целом.

Четкое представление конечной цели бизнес-процесса, обеспечение направленности на финансовый результат. Внедрение процессного подхода к созданию инноваций приводит к тому, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Каждый менеджер и работник (участник процесса) должен иметь четкий план действий и знать что, в каком количестве и когда он должен сделать, чтобы в определенное время получить запланированный результат.

Бизнес-процессы должны быть однозначно понимаемы всеми участниками, - в результате существенно сокращается количество ошибок работников и повышается эффективность выполнения работ. Ответственность за результат дела на своём участке, подталкивает к ответственности перед другими участниками бизнес-процесса.

В рыночной современной экономике, главная задача управления инновациями - достижение требуемого уровня доходности.

Для достижения этой задачи, необходимо запустить механизм запуска бизнес-процессов коммерциализации инноваций и выбрать организацию, бизнес-модель построения инновационного процесса (интеграция, дирижирование и лицензирование).

Эти процессы протекают в среде трансфера технологий, т.е. их передаче от одного носителя другому, который стал неотъемлемой частью мирового экономического процесса, а работа организаций научного сектора во всем мире все больше и больше оценивается с точки зрения экономически эффективного использования технологий на мировом рынке.

Выделенные особенности бизнес-процесса создания и коммерциализации инноваций позволяют дать четкое представление о процессе создания инноваций, становятся основой эффективной организации работ по созданию новшеств и формирования методов управления бизнес-процессами с учетом повышенного риска.

Инновационный процесс и сопутствующие ему бизнес-процессы не заканчиваются так называемым внедрением, — по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, открывая новые области применения, новые рынки и новых потребителей, что в конечном итоге способствует более длительному жизненному циклу продукта.

Налоговый учёт в страховой организации
Особенности туризма
Некоммерческие организации в рыночной экономике
Требования к памяти
История развития менеджмента
Мировая эволюция менеджмента качества
Принципы управления рисками
Материальные методы управления
Инжиниринг и реинжиниринг в производственном предпринимательстве
Обеспечивающая подсистема СУО
Основы руководства трудовым коллективом
Управленческая решетка