Бенчмаркинг  в практике работы ВУЗа

  Ключевая роль в новой системе управления отведена бенчмаркингу - процессу поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов.

Бенчмаркинг - это непрерывный процесс улучшения алгоритмов и технологий изготовления учебной и научной продукции, оказания образовательных услуг и выполнения сопутствующих процессов с использованием информации об эталонных образцах.

Вуз должен использовать концепцию «непрерывного улучшения» качества всех своих процессов. Мы должны искать средство «быть лучшими во всем, что мы делаем». Мы должны искать партнеров по бенчмаркингу. Прежде всего, качество выполнения процессов бенчмаркинга и настойчивость в следовании принципам бенчмаркинга отражают культуру качества вуза и состояния атмосферы творчества в подразделениях вуза.

    В АСУКВ испытываются два типа бенчмаркинга (рис. 6.4).

 Внешний и внутренний бенчмаркинг при определении качества продукции

Рис. 6.4. Внешний и внутренний бенчмаркинг при определении качества продукции и услуг высшей школы

Внутренний бенчмаркинг ориентирован на исследования и сопоставления процессов, продукции или услуг со сходными процессами, продукцией или услугами внутри вуза. Можно предложить несколько путей поиска внутри вуза.

Во-первых, следует обязательно проводить анализ результатов деятельности организации (продукцию и услуги вуза сопоставить с продукцией и услугами конкурентов). Эти процедуры могут выполнять руководители вуза (подразделения), функциональные эксперты, операционные менеджеры, специалисты, занимающиеся поиском данных. Во-вторых, необходимо изучить ранее собранные данные, общие обзоры, специализированные отчеты, совпадающие с вашими интересами. В-третьих, не следует игнорировать огромную информационную базу электронных сетей. Здесь надо создавать специализированную группу, ориентированную только на решение задач бенчмаркинга. В-четвертых, надо активизировать внутренних экспертов, включая задания на поиск в индивидуальные планы преподавателей.

Второй тип бенчмаркинга - внешний бенчмаркинг имеет две разновидности.

Внешний конкурентный бенчмаркинг предполагает сравнение с лучшими конкурентами на рынке. Он в целом облегчает идентификацию партнером по бенчмаркингу и есть хорошие шансы на то, чтобы стать обладателем интересных источников улучшения. Взамен следует серьезно опасаться, что эти конкуренты не захотят поделиться своей информацией с вами, особенно, если она конфиденциальна. В качестве эталона может быть взят вуз-лидер в некоторой сфере деятельности, кафедра-лидер по комплексу задач или по некоторому процессу, специальность-лидер по качеству соответствия требованиям госстандарта, процесс чтения лекций по теории управления и т.д. и т.п. Бенчмаркинг в системе высшего образования должен быть средством, с помощью которого мы можем сравнить наши процессы, нашу продукцию и наши услуги по отчетам лучших вузов России и мира. Поэтому мы должны научиться измерять качество параметров нашей деятельности. Термин «партнер» можно применять к вузу, специальности, учебной дисциплине, любому процессу высшей школы. Продукция и услуги, так же как и процессы, приемы, ключевые факторы успеха, требования ваших клиентов и т.п., становятся задачей бенчмаркинга.

  Внешний неконкурентный бенчмаркинг предполагает сравнение с лучшими компаниями мира, процессы которых сходны с некоторыми процессами подразделений вуза, например процесс приема на работу или процесс внутренней переподготовки кадров. Несомненно, сложно идентифицировать эти компании по ряду причин: другая страна, нет личных контактов, дорого и т.п. Зато последующий эффект может окупить все затраты, так как компании-лидеры будут готовы поделиться своей информацией с вами, особенно, если исследуемый процесс является для компании критическим и она готова искать любые улучшения для сохранения своих лидирующих позиций. Анализ различий двух процессов, возможно, приведет вуз, кафедру или управление кадров на путь значительных улучшений и при случае откроет технологию или революционный процесс. К этому типу бенчмаркинга необходимо стремиться всегда.

Главное в бенчмаркинге не поиск вуза-лидера по взвешенной сумме всех показателей качества, как это делается Министерством образования России и отдельными ассоциациями вузов, а выявление лидеров по отдельным показателям и формирование виртуального вуза-лидера . Фактически, речь идет об опыте, который должен стать привычкой. Нужно поддержать и идеи улучшения, способствовать их внедрению в вузовскую среду. Только бенчмаркинг позволит это.

Бенчмаркинг или эталонное сопоставление за последние десять лет стало одним из эффективных и признанных инструментов совершенствования организации в современном бизнесе и на протяжении последних лет входит в тройку самых популярных среди топ-менеджеров крупных компаний инструментов управления (по данным BAIN & Co – []). В России появляются фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока таких компаний единицы, и в основном это представители крупного бизнеса, имеющие деловые контакты с зарубежными партнерами. Для большинства руководителей малых и средних предприятий России "бенчмаркинг" – это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследования. Кроме того, развитию бенчмаркинга в России мешает "комплекс засекреченности" отечественного бизнеса.

Менеджмент и внешнее окружение организации
Режим использования и охраны лесов
Организация энергетического обеспечения предприятия
Системный подход в производственном менеджменте, управлении
Характеристика транспортных потоков
Этапы кадрового менеджмента
Оценка управленческого персонала
Бенчмаркинг
Инструментальное хозяйство предприятия
Теория постановки целей Лока
Модель конфликта
Прогнозирование в производственном менеджменте