Адаптация промышленных систем TQM к высшей школе

Пять лет назад ощущалась серьезная нехватка научных дискуссий, публикаций, изданий по вопросам менеджмента качества в России. Сегодня интерес к вопросам качества возрос в разы. В последние годы вышли в свет более 20 учебников и учебных пособий по управлению качеством, появилось много новых журналов, значительно возросло количество публикаций по вопросам TQM в периодических изданиях, стремительно растет число интернет-сайтов, посвященных проблемам качества. Однако сегодняшнюю ситуацию в сфере управления качеством, учитывая опыт Советского Союза, все еще можно охарактеризовать только как подготовительный этап к формированию фундамента TQM в России.

С концепцией стратегического управления качества во многих элементах совместима идеология TQM. Понятие "Тотальное управление качеством" определяется как «прозрачный» подход к управлению, при котором используется полученный вклад каждого сотрудника в дело постоянного улучшения всего, что касается удовлетворения ожиданий (требований) клиента.

Основная причина того, что очень немногие образовательные организации сертифицированы – тот факт, что ISO 9000 изначально разработаны для производственных отраслей промышленности. Терминология стандартов явно не соответствует сфере образования, а применяемые подходы, на первый взгляд, слабо связаны с процессами обучения. Однако, основные принципы, которые концентрируются на потребностях заказчика, полностью применимы для образовательных структур. Соответственно, стандарты ISO 9000 могут быть применены для пользы, как студентов, так и работников образовательных учреждений. При этом необходимо тщательно следить за тем, чтобы внедрение стандартов не сопровождалось ломкой высоких профессиональных стандартов, создававшихся в организации в течение многих лет. Такая ситуация может возникнуть при механическом перенесении опыта, успешно используемого в промышленности. В последнее время широко стали также развиваться методы так называемого всеобщего управления качеством (TQM), которые в ближайшие годы должны стать определяющими при модернизации образования и совершенствования систем управления в вузах РФ.

   Концепция стратегического управления качеством предполагает, что функция администрации состоит не в том, чтобы просто описывать случившееся или контролировать текущие действия, а создавать атмосферу, благоприятствующую улучшениям путем пробуждения в сотрудниках понимания процессов, в которых они участвуют. Классическим примером подобного системного мышления следует считать семиэтапный анализ проблем, широко используемый сторонниками программы ТQМ (Total Quality management)в промышленности:

1.  Поводы к улучшению: установить проблемную ситуацию и поводы к работе над ее улучшением.

2.  Текущая ситуация: выбрать проблему, описать текущую ситуацию и установить цель улучшения.

3.  Анализ: установить и проверить основные причины создавшейся проблемной ситуации.

4.  Контрмеры: спланировать и выполнить ряд контрмер, которые позволят исправить основные причины неудач.

5.  Результаты: подтвердить, что проблемная ситуация и ее основные причины уменьшились и цель улучшений была достигнута.

6.  Стандартизация: предотвращать повторения проблем и их основных причин.

7.  Планы на будущее: спланировать то, что может быть сделано для ликвидации оставшихся проблем; оценить эффективность только что использованного процесса.

  Стратегическое управление качеством в высшей школе находится на начальной стадии развития. Но, несмотря на небольшой срок существования, есть уже несколько пробных первых шагов, сделанных ведущими университетами России

Основные принципы TQM (рис.1), на базе которых должна строиться система управления в вузе на первый взгляд, абсолютно понятны и могут быть внедрены в университетах. Однако при внедрении принципов менеджмента качества потребуется изменение и улучшение существующей в университетах системы управления. Что делать в сложившейся ситуации?

На данном этапе развития образования РФ создание системы управления качеством образования и внедрение методов и принципов менеджмента качества в вузах РФ возможно при четкой и последовательной организации работ в этом направлении на базе однозначно определенной нормативно-правовой и методической базе.

Основные принципы управления качеством (ТQM)

Необходим единый подход , объединяющий российские нормативные акты, положения, учитывающий национальные особенности, и международные подходы и требования по организации и улучшению качества высшего образования, в том числе:

    ·    существующий перечень показателей государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования (Приложение к Приказу Минобразования России от 14.12.99 № 1170 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования»);

    ·    требования международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000. в том числе ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000;

    ·    методология и результаты проведения в 2000-2001 гг. конкурса Минобразования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», в основу которой положена модель Премии правительства РФ в области качества и Руководство для участников конкурса 2001 г.;

    ·    модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), используемая при присуждении Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе»; методология улучшения качества высшего образования, основанная на моделиEFQM.

Выход в свет новой версии стандарта ISO 9000:2000 и максимальное сближение принципов, заложенных в стандарте, с концепцией TQM позволяет создать единую методическую базу, основанную на процессном подходе управления и ориентированную на потребности потребителя.

Построение системы менеджмента качества с учетом мнения всех групп потребителей и постоянное улучшение этой системы наиболее целесообразно осуществлять на базе сочетания и последовательного использования международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, а также методах самооценки в организациях, построенных на базе EFQM.

Самооценка должна проводиться на основе простейших опросных форм, содержащих вопросы и варианты ответов, структурированные по основным критериям модели EFQM. Основной целью проведения самооценки является получение всесторонней информации о деятельности университета с целью выработки плана мероприятий по созданию системы менеджмента качества, а также выявление потенциала для улучшения и проведения первоочередных корректирующих действий.

Параллельно необходимо осуществить разработку (на тендерной основе) основных методических документов в помощь вузам, идущим по пути внедрения методов менеджмента качества; в первую очередь необходимы методические документы и пособия:

-  методология применения модели превосходства в организациях системы высшего образования (методы самооценки);

-  методическое пособие по использованию стандарта и созданию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях на базе стандарта ISO 9001:2000 (Системы менеджмента качества. Требования. ISO 9001:2000);

-  методические рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений в новых экономических условиях на базе стандарта ISO 9004:2000 (Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.);

-  библиотека менеджера по качеству в высшем учебном заведении, включающая пособия:

  ·  Менеджмент процессов образовательного учреждения

  ·  Проблемы стратегического планирования

  ·  Развитие человеческих ресурсов в образовании

  ·  Ориентация на потребителя как основа выживания образовательных учреждений в новых экономических условиях

  ·  Роль руководства и создание эффективных образовательных структур

  ·  Роль информационных технологий в менеджменте качества образовательных учреждений и др.

  И, конечно же, первоочередная задача – подготовка менеджеров систем качества в образовательных учреждениях, способных руководить процессом внедрения методов менеджмента качества и проводить повышение квалификации всех сотрудников университета, задействованных в этой работе.

Сегодня возникла потребность в объединении усилий ведущих специалистов РФ в области качества с целью выработки единых подходов к созданию системы управления качеством профессионального образования, созданию нормативно–правовых и методических материалов по внедрению методов менеджмента качества в образовательных учреждениях, созданию единой государственной системы подготовки и аттестации персонала, гармонизированной с международными нормами и стандартами. Таким образом, существует насущная потребность систематизации всего комплекса перспективных работ Минобразования РФ в рамках приоритетной научно-технической программы – совершенствования системы управления образованием на основе качества.

Налог на имущество предприятий
Организация риск-менеджмента на предприятии
Преодоление сопротивления изменениям
Школа науки управления с 1950 г. по настоящее время
Теория выживания
Характерные особенности туриндустрии
Принципы программной реализации математического инструментария
Управление интеграцией проекта
Система перестрахования
Единый социальный налог
Централизация и децентрализация
Функции стратегического менеджмента