Античная диалектика и ее особенности

Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина.

Первоначально этим термином (dialektike techne – «искусство диалектики») обозначались:

1) способность вести спор посредством вопросов и ответов;

2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Обычно она искала не средства обнаружения истины, а способы остаться правым в споре и при необходимости уметь с успехом защитить свои спорные мнения.

Всеобщее движение вещей признавала уже натурфилософия, которая стремилась объяснить главные вопросы своего исследования не мифологическим, а естественным путем. Анаксимандр воспринимал возникновение вещей как результат преодоления противоположностей на основе всеобщего движения. Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского. Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое:

“все течет, все меняется”,

 ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды”;

 в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.

 Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменную природу.

Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и  неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории  Зенона, призванные  показать,  что движение немыслимо без противоречий).

Диалектика софистов развивалась как средство аргументации, которое должно было принести успех в юридической практике и политической жизни. В полемике с Парменидом софисты стремились сделать парадоксы его учения более рациональными. Они утверждали, что истина — лишь относительное и субъективное, а не абсолютное и объективное. Сократ же использовал метод диалектики в введениях спора (через устранение противоречий).

Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее, обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему вот что навеки было потеряно в последующих философских исследованиях, но было восстановлено Гегелем).

К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:

1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией, она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.

2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего  к высшему (или «золотой век» позади, или круговорот).

Школа человеческих отношений
Школа человеческих отношений
Налоговые системы в федеративных государствах
Логистика
Современный этап эволюции менеджмента качества
Лидерство и его особенности
Понятие стресса
Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время)
Инновационный риск
Управление конфликтом
Сущность управленческой деятельности
Структура организационной культуры
Финансовая устойчивость и структура капитала