Антикризисное управление финансами предприятия и банкротство

Антикризисное управление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, направленных на прогнозирование, предупреждение наступления и вывод из кризиса, в случае его наступления, предприятия.

Цель антикризисного управления – обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого развития предприятия в условиях нестабильной среды.

Антикризисное управление представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

 -  Объект управления;

 -  Субъект управления.

В качестве объекта выступает кризис. Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе предприятия, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

В качестве субъекта выступают:

 -  государство;

 -  арбитражный управляющий;

 -  антикризисный управляющий.

Арбитражный управляющий:

  назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства.

Процедура наблюдения вводится непосредственно с момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника. Главная цель наблюдения – принять эффективные меры по сохранению имущества должника . Реализация этой задачи возлагается на временного управляющего, который должен помочь кредиторам и арбитражному суду проанализировать финансовое состояние должника и определить потенциал восстановления его платежеспособности — ведь ликвидация не всегда выгодна. Во время наблюдения должник еще не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, деятельность организации продолжается в полном объеме. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела.

Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего. Его кандидатуру арбитражному суду могут предложить должник, собрание кредиторов, налоговые органы, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, органы местного самоуправления. Им может стать и временный управляющий, который ранее осуществлял процедуру наблюдения. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему управляющему. При этом руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Основой проведения процедуры внешнего управления является план внешнего управления, который предусматривает проведение инвентаризации имущества должника, анализа его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положения на товарных рынках, ликвидацию дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. По итогам деятельности внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства , которое определяется как процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Она означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил (прекращается начисление неустоек и процентов по всем видам задолженности ) и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Для осуществления процедуры конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Им может быть лицо, которое осуществляло внешнее управление. Арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих, распределив их обязанности в зависимости от сложности выполняемых задач и установив пределы ответственности для каждого из них. Цель конкурсного управления — аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной законом.

Существует еще одна процедура, которая может быть реализована на любой стадии дела о банкротстве — мировое соглашение. Единственным условием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Заключение мирового соглашения является нормальным способом окончания дела о банкротстве.

Антикризисный управляющий – может выступать в качестве независимого эксперта, осуществляющего свою деятельность на коммерческой основе, или являться штатным сотрудником организации (целесообразно для крупных фирм, корпораций).

Государственное регулирование кризисных ситуаций и антикризисной деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно – правового регламентирования осуществления антикризисных процедур.

На современном этапе основные направления государственного регулирования кризисных ситуаций и антикризисной деятельности предприятий включают:

 -  регулирование различных аспектов создания предприятий различных организационно – правовых форм;

 -  регулирование порядка формирования информационной базы управления производственно – хозяйственной деятельностью предприятий;

 -  регулирование порядка и форм санации предприятий;

 -  регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий.

Процесс антикризисного управления предприятия базируется на определенном механизме. Механизм антикризисного управления представляет собой совокупность основных элементов, обеспечивающих процесс разработки и реализации управленческих решений по всем аспектам антикризисного управления предприятия.

В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

  Система внешнего регулирования антикризисного управления:

 -  государственное нормативно – правовое регулирование;

 -  рыночный механизм регулирования.

  Система внутреннего регулирования отдельных аспектов антикризисного управления предприятия:

 -  внутреннее нормативно – правовое регулирование.

  Система рычагов:

 -  платежеспособность;

 -  финансовая устойчивость;

 -  прибыль;

 -  пени, штрафы, неустойки и др.

  Система методов:

 -  балансовый метод;

 -  экономико – статистические методы;

 -  экономико – математические методы;

 -  экспертные методы  и др.

  Информационное обеспечение.

Кризисную ситуацию можно классифицировать как:

 -     кризис для менеджеров; (ухудшение показателей, характеризующих финансово – экономическое состояние и эффективность управления предприятием)

 -     кризис для собственников;(ухудшение показателей, характеризующих эффективность вложений средств собственников в данное предприятие).

 -     кризис для кредиторов;( несвоевременное или частичное удовлетворением требований кредиторов)

 -     законодательное регулирование в интересах кредиторов.

На этапе «законодательного регулирования» сфера управленческих воздействий со стороны собственников предприятия законодательно ограничена с целью защиты интересов кредиторов. Его начало определяется принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента информация, которая могла представлять коммерческую тайну, становится доступной участникам разбирательства по делу о банкротстве. Предприятие на данной стадии не является полностью самостоятельным хозяйствующим субъектом, т.к. его деятельность контролируется арбитражным судом, арбитражным управляющим, собранием кредиторов. Данную кризисную ситуацию можно охарактеризовать как «банкротство».

Банкротство предприятия определяется как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительной структурой баланса должника.

Признаками банкротства в соответствии с Законом РФ является неисполнение денежных обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Антикризисное управление финансами предприятия включает:

 -  мониторинг финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков кризисного состояния (выделяются объекты наблюдения, определяются индикаторы состояния);

 -  определение ключевых факторов, обуславливающих развитие кризисного состояния предприятия (перечень факторов, степень влияния, прогноз развития установленных факторов);

 -  определение масштабов кризисного состояния предприятия;

 -  формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам;

 -  выбор внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;

 -  выбор эффективных форм санации предприятия;

 -  контроль за результатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансового кризиса.

Если санационные меры не дали необходимого эффекта по выводу предприятия из финансового кризиса, арбитражный суд  выносит решение о признании предприятия-должника банкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специальные ликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны с функциями финансового менеджмента. Этот менеджмент возлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательством осуществляет управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворение требований кредиторов.

Функции финансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включают:

 -  Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости;

 -  Определение состава и ликвидационной (конкурсной) массы;

 -  Оценка имущества, входящего в состав ликвидационной (конкурсной) массы по рыночной стоимости;

 -  Определение объема реальных финансовых обязательств предприятия банкрота;

 -  Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества;

 -  Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов за счет реализации имущества предприятия-банкрота;

 -  Разработка ликвидационного баланса предприятия банкрота.

Мобилизация потенциала для выполнения стратегии
Промышленный переворот
Управление предпринимательскими рисками
Управление конфликтами
Предпосылки и этапы развития логистики
Причины конфликтов на предприятии
Анализ качества и конкурентоспособности продукции
Виды обеспечения и характеристики управляющей системы
Состав имущества предприятия
Экономические методы управления
Экономическая разведка