Международные аспекты финансового менеджмента

В течение последнего времени мировые финансовые рынки значительно интегрировались. В большей степени расширился спектр финансовых возможностей на фондовых рынках и рынках ссудного капитала. Усилилась конкуренция на международных рынках товаров и услуг. Обычной стала форма организации компаний, известная как транснациональная корпорация, которая осуществляет свою деятельность в двух или более странах. В результате этих изменений на международной арене многим финансовым менеджерам приходится сталкиваться с такими вопросами как:

1) какие факторы, относящиеся к возможному инвестированию, влияют на политические и кредитные риски;

2)   проанализировать потенциальный валютный риск;

3) требуется изучить процентные ставки и темпы инфляции во всех странах, которые имеют отношение к данному проекту.

Финансовый менеджмент в транснациональной корпорации также как и в фирме, действующей на внутреннем рынке, ориентируется на эффективное распределение средств в активах предприятия и увеличение капитала на более благоприятных условиях.

Решение о капиталовложениях в зарубежный проект должно также основываться на анализе ожидаемой доходности и риска, как и любое другое инвестиционное предложение. Почти любая отрасль бизнеса должна беспокоиться о своей конкурентоспособности, при этом необходимо учитывать и зарубежных конкурентов, как уже существующих, так и потенциальных.

Решения об инвестициях в зарубежный проект осложняется различием валютных обменных курсов, налогообложения, факторов, влияющих на риск. Достаточно, чтобы были вычислены доходность и риск, оценка проекта сама по себе в большей мере оказывается одинаковой вне зависимости от того, отечественный проект или зарубежный.

При уменьшении риска компании относительно ожидаемого дохода международная диверсификация часто оказывается более эффективной, чем диверсификация внутри страны. В связи с тем, что экономические циклы разных стран обычно не полностью синхронизированы по времени, поэтому существует возможность уменьшить риск относительно предполагаемого дохода, производя инвестиции в другие страны.

Кроме того, на зарубежных рынках могут оказываться ниши, где может быть заработан доход с излишком. Для большей части инвестиций за рубеж причиной является внедрение на рынки и завоевание их, но существуют и другие мотивы. Некоторые фирмы инвестируют с целью повысить эффективность производства. В другой стране стоимость рабочей силы или другие издержки могут оказаться меньше. Некоторые компании производят инвестирование за рубеж, чтобы получить необходимое сырье. В частности по этой причине инвестируют капитал за границу нефтяные и нефтедобывающие компании.

Относящиеся к иностранным притоки денежных средств - это те, которые могут быть возвращены в головную фирму. Если ожидаемый от инвестиций доход базируется на непереводимых денежных потоках, которые накапливаются в зарубежном филиале, то такое инвестирование вряд ли будет привлекательным.

Многонациональные корпорации, если они хотят оптимизировать ведение своих операций, должны пытаться измерить различия в степени вероятности политических рисков в различных странах. Для всех видов бизнеса и для всех стран не существует унифицированного метода измерения подобного рода рисков. Лучше всего оценивать политический риск и на макро - и на микроуровне. Оценивание на макроуровне - это определение политического риска в конкретной стране применительно для конкретной отрасли деятельности или конкретного предприятия.

Существует два основных подхода при субъективном оценивании степени политического риска в конкретной стране:

I. «Большое турне» - посещение страны руководством компании со своими помощниками. Проведение максимально возможных встреч с правительственными структурами и с руководством на региональном и местном уровнях.

II.   «Методика Дельфи». Современные предсказатели политического риска - консультационные   фирмы,   учрежденные   бывшими   сотрудниками госдепартамента и университетскими экспертами. Они готовят на микро- и макроуровнях оценки политических рисков в разных странах.

Устранить или полностью контролировать политический риск нельзя. Однако компании могут предпринять некоторые шаги, которые понизят вероятность неблагоприятных политических действий или последствия таких действий на бизнес, если они все-таки произойдут. Управление политическим риском начинается до того, как инвестиции вложены, оно продолжается во время ведения операции и не прекращается, даже если неблагоприятные действия произошли или происходят.

Еще до того, как вложить инвестиции за рубеж следует заключить концессионное соглашение, в котором оговариваются права и обязанности иностранной компании, связанные с реализацией проекта.

В концессионном соглашении уточняются условия проведения арбитража и посреднические процедуры для разрешения спорных вопросов, в случае их возникновения.

Еще  одной  стратегией управления  политическим  риском  является

получение страхового полиса на случай возникновения политического риска. В США учреждена правительством корпорация зарубежных частных инвестиций (КЗЧИ) для страхования политических рисков американских корпораций, которые занимаются прямым зарубежным инвестированием. Эта компания предлагает четыре варианта страхования:

-   против введения ограничений на перевод денежных средств в долларах от прибылей иностранных филиалов;

-   от экспроприации и национализации;

-   против ущерба имущества, понесенного в результате военных действий, восстаний, гражданских беспорядков;

против убытков, вызванных политическими конфликтами и беспорядками.

Каждая страна облагает налогами доход иностранных компаний, работающих в ней. Тип вводимых налогов различен. Некоторые страны выделяют распределенный между акционерами доход и нераспределенный, с более низкой ставкой налога по нераспределенному доходу. В менее развитых странах часто более низкие ставки налогов и налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций.

Политика налогообложения иностранных правительств не только различна, но и сложна. Для развитых стран различно определение базы налогооблагаемого дохода, различаются и ставки налогов. В некоторых государствах (Люксембург, Панама, Багамы) установлены низкие ставки на корпоративную прибыль, чтобы стимулировать иностранные инвестиции с учетом того, что в большинстве развитых стран ставки налогов высоки. Положение усложняется многочисленными налоговыми конвенциями, заключенными между США и другими странами.