Адаптация персонала

Адаптация — процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.

Адаптация – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Выделяют первичную и вторичную адаптацию (несколько взглядов) .

Первичная адаптация – осуществляется сразу после приема человека в фирму. Ее продолжительность зависит от должности, на которую осуществляется прием, содержания и условий работы. Задачи первичной адаптации:

- информирование работника о специфике работы в данной организации;

- знакомство с организационными требованиями, нормами, правилами поведения;

- знакомство с профессиональными требованиями, условиями труда на рабочем месте;

- адаптация работника к особенностям социального взаимодействия внутри коллектива;

- изучение особенностей самого работника и адаптации их к требованиям рабочего места, внешнего окружения;

- перераспределение функций, изменение требований, отдельных аспектов социального взаимодействия.

Вторичная адаптация – проводится в результате внутреннего перевода работника на новое рабочее место.

С другой стороны ряд авторов считает, что первичная адаптация – это адаптация молодых специалистов, еще не имеющих трудового опыта, а вторичная адаптация – адаптация людей, которые меняют работу (фирму на фирму).

Третий взгляд на первичную и вторичную адаптация просто делит их с точки зрения мероприятий, которые будут осуществляться первоначально и которые в первую очередь важны и тех мероприятий, которые вторичны и необходимость в которых возникает несколько позже. Например: первичная социальная адаптация – знакомство новичка с представителями того подразделения, в котором он будет работать; вторичная социальная адаптация – постепенное включение новичка в социальную структуру подразделения через привлечение к подготовке различных праздничных мероприятий.

Другая классификация адаптации предлагает следующие ее виды:

- Производственная адаптация :

- профессиональная – дополнительное освоение профессиональных знаний и навыков, формированием профессионально необходимых качеств личности и положительного отношения к работе;

- психофизиологическая – адаптация к физическим и психическим нагрузкам, уровню монотонности труда, санитарно-гигиеническим нормам, ритму труда, удобству рабочего места, внешним факторам воздействия (шум, освещенность, вибрация, вентиляция и т.д.);

- социально-психологическая адаптация  - включение работника в систему взаимоотношений в коллективе (традиции, нормы, ценности);

- организационно-административная адаптация – знакомство с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в оргструктуре;

- экономическая – знакомство с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, системой оплаты труда;

- санитарно-гигиеническая – освоение с требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплиной, правилами трудового распорядка (подготовка рабочего места к труду, гигиенические и санитарные нормы, требования техники безопасности и т.д.).

- Внепроизводственная адаптация :

- адаптация к бытовым условиям, в том числе в период отдыха – способы распределения и возможности получения жилья, места в детском саду, наличие баз отдыха, поликлиники, библиотеки, спортзала и т.д.;

- адаптация к внепроизводственному общению с коллегами – формы общения во внерабочее время.

Подготовка к приему нового сотрудника:

1. Сообщить коллегам о новом сотруднике.

2. Проверить рабочее место для нового сотрудника.

3. Подготовить пакет документов, которые должен получить новичок для лучшего знакомства с компанией.

4. Обеспечить «фронт работ».

5.  Назначить наставника.

6.  Продумать систему оценки работы новичка.

Программа введения в должность

Программа введения в должность включает три составляющие:

1. Информация об организации.

2. Информация о выполняемой работе.

3. Информация об отделе / команде / коллективе.

Задача введения в должность носит не только мотивационную, но и экономическую направленность — чем быстрее новичок станет работать так, как требуется в данной должности, тем быстрее он начнет приносить прибыль компании.

Информация об организации будет содействовать развитию лояльности — ведь каждый человек предпочитает работать в той организации, которой можно гордиться. Эта информация может включать как «идеологические материалы» — описание деятельности организации, историю создания, описание организационной структуры, информацию о ключевых фигурах, ключевые положения, политики и правила организации, образцы внутрифирменных газет, так и «технические материалы» — план территории или офиса (для крупных организаций), телефонные номера, описание компьютерной системы и т. п. Идеологические материалы дают новому сотруднику позитивную информацию о компании, технические помогают не заблудиться. В организациях, где существует так называемая «Книга для сотрудников», как правило, большинство из этих материалов включение книгу.

Информация о выполняемой работе включает в себя должностную инструкцию, описание задач на испытательный период, описание стандартов выполнения работы и критериев, по которым работа будет оцениваться, информацию о том, как часто новый сотрудник будет встречаться с руководителем (руководителями) для обсуждения успехов и трудностей. Едва ли реально представить всю эту информацию в письменном виде, но, хотя бы в устной форме, большую ее часть надо донести до сотрудника.

Информация об отделе / команде / коллективе содержит описание основных функций подразделения, его роль в организации и взаимодействие с другими подразделениями, организационную структуру подразделения, знакомство с коллегами, в первую очередь с теми, с кем новичок будет работать непосредственно.

Адаптационный период — это испытательный срок, как для кандидата, так и для компании. Компания присматривается к новому сотруднику, проверяет, правильный ли был сделан выбор. Кандидат присматривается к компании и «примеряет» ее на себя. Стоит помнить, что сотрудник, которого мы нашли на рынке труда, по всей видимости, рассылал свое резюме в несколько компаний, и в период испытательного срока к нему могут продолжать поступать предложения от других работодателей.

Оценка деятельности нового сотрудника и принятие окончательного решения

По окончании испытательного периода необходимо дать оценку сотруднику вне зависимости от того, какое решение приняло руководство.

Оценка после окончания испытательного срока должна даваться так же, как и оценка деятельности давно работающих сотрудников — взвешенно, по определенным критериям, имеющим непосредственное отношение к работе. Если принято решение о продолжении сотрудничества, стоит отметить:

    ·  Основные достижения за период работы.

    ·  Области, требующие улучшения и развития и пути улучшения (обучение, работа над собой, помощь со стороны коллег и т. п.).

    ·  Планы на будущее.

Если же с сотрудником вынуждены расстаться, надо дать ему объективные объяснения на основании фактов и критериев деятельности, почему компания приняла подобное решение.

В заключении следует сказать, что адаптационный период и испытательный срок – разные понятия .

Испытательный срок – период времени, который организация устанавливает для каждой должности, чтобы окончательно определиться с вопросом – брать или нет конкретного человека на должность или нет.

Испытательный срок и адаптационный период могут совпадать или не совпадать – все зависит от конкретной фирмы и должности. Однако установление слишком длительного испытательного срока может отрицательно сказаться на психологическом состоянии новичка, а маленький испытательный срок не даст объективной информации для решения вопроса «брать или не брать».

Экономическая сущность прибыли
Тактика риска менеджмента
Управление денежными средствами
Место психологии в науке
Факторы макросреды менеджмента
Основы разработки систем управления качеством
Стадии мотивационного процесса
Стили руководства
Классическая школа менеджмента
Методы расчета денежного потока
Виды экономической безопасности региона