Английская модель менеджмента

В разных обществах культурные условия способствуют формированию своеобразных относительно устойчивых моделей мышления и поведения, разделяемых большинством их членов. Каждое новое поколение, по мере того как оно принимает убеждения и ценности предыдущего, воспроизводит культурное наследие страны. Хотя в рамках экономики компании конкурируют в различных условиях, внутри страны все они сталкиваются с одними и теми же культурными обстоятельствами, что заставляет их принимать похожие структуры и стили руководства, соответствующие существующим в обществе культурным силам. В настоящее время в менеджменте традиционно выделяют американский, японский и западный стили управления.

Характерными чертами западного стиля менеджмента являются:

1) индивидуальная ответственность;

2) самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Каждая модель менеджмента (американская, японская, английская, французская, немецкая) обладает своими неповторимыми особенностями, так как учитывает определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.п. английская модель применяется в корпорациях Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и некоторых других странах. Эта модель оказала большое влияние на развитие других европейских моделей: французскую, немецкую, финскую, шведскую. Великобритания была первой страной мира, в которой осуществился быстрый переход от специализации ручного труда к машинной технике, повышению квалификации рабочих, а также изобретательству и внедрению инноваций в крупное промышленное производство.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

Если в XIX веке Великобритания занимала доминирующее положение в промышленности, то после окончания Второй мировой войны она утратила свою экономическую силу и конкурентные преимущества. Однако за последнее десятилетие появились явные признаки оздоровления британской экономики и повышения ее глобальной конкурентоспособности. Сокращение масштабов государственного вмешательства в дела промышленности, политическая стабильность и языковые преимущества способствовали росту прямых иностранных инвестиций и предпринимательской активности. Основная причина устойчивого длительного снижения уровня производительности в экономике – недостатки британской системы образования. Высококачественное образование было доступно немногим.

Более того, в системе образования, где предпочтение отдается искусству, классическим языкам и литературе, изучение инженерного дела и технологии вытесняется на второй план. Это повлияло и на общество вообще, и на менеджмент в частности. С одной стороны, существует небольшая группа высокообразованных специалистов, хорошо подготовленных к профессиональной деятельности. С другой – основная масса рабочих, у которых нет такого всестороннего образования и навыков, как у рабочих остальных промышленно развитых стран. Это объясняет, почему в британских производственных компаниях различия между «синими воротничками» и «белыми воротничками», особенно управляющими, оказываются отражением социальной структуры общества. Отношения между управляющими и рабочими часто характеризуются недоверием и враждебностью, являющимися следствием конфликта интересов двух классов.

Английская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т.е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.

Участники английской модели управления:

 менеджеры;

 владельцы;

акционеры;

правительственные организации;

 биржи;

 консалтинговые фирмы.

Западный стиль менеджмента не допускает в качестве ключевого инвестора банки или инвестиционные фонды.

Английская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, так как инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел.

При установлении контактов английские менеджеры предпочитают иметь дело с людьми, одетыми в немного старомодную, но высокого качества, хорошо пошитую одежду, но не с людьми, носящими одежду, соответствующей последним тенденциям моды.

Британцы ориентированы на иерархические отношения. Иерархические общества аристократичны. Этот параметр культуры влияет на проектирование работ, подходы к принятию решения, образцы коммуникаций, системы вознаграждения и формирование кадров организации. Так, в индивидуалистических обществах формирование идет по личным характеристикам, широко распространены резюме кандидатов и не одобряется непотизм (прием на работу родственников).

Английские и американские менеджеры отличаются следующими своими качествами:

Отличительные качества английских и американских менеджеров

Великобритания имеет высокий уровень индивидуализма в соответствии со следующими критериями (Герт Хофстеде):

1) люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам;

2) наем и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности;

3) управление ориентировано на личность, а не на группу;

4) каждый ориентируется на личный успех и карьеру;

5) общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку;

6) высокий уровень свободы печати.

Английская модель менеджмента отличается низкой степенью избежания неопределенности, т.е. теми пределами, в которых общество чувствует опасность неопределенной и многозначной ситуации и старается ее избежать. Это значит, что в отличие от американской модели менеджмента англичане не так сильно стремятся максимально устранить двусмысленности в отношениях. В качестве важнейшего пути для избежания неопределенности используется разработка подробных законов и правил поведения на все случаи жизни, а в рамках конкретной внешнеэкономической деятельности – подготовка детальных контрактов.

По критерию соотношения мужественности и женственности (количество против качества жизни) Великобритания относится к более мужским (или мужественным) странам. В системе ценностей ее деловой культуры будут преобладать «мужские», материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать и т.п. Работа обычно считается важнее домашних функций. В руководителе обычно уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.

Английская модель в таком случае характеризуется следующими особенностями:

1) карьера и материальное благополучие выступают в качестве основных показателей успеха;

2) «настоящими мужчинами» называют людей амбициозных, решительных и жестких; «настоящий мужчина» – это большой комплимент:

3) фактически люди живут во имя работы (а не работают для того, чтобы жить);

4) хороший руководитель должен «не советоваться с коллективом», а решать вопросы.

Сравнительная характеристика стран представлена в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика стран по критериям Г. Хофстеде

 Сравнительная характеристика стран по критериям Г. Хофстеде

Отличительные признаки английского стиля менеджмента:

1) нет чувства преданности сотрудников своему рабочему месту;

2) решение принимает один руководитель, без помощи своих подчиненных, которые только помогают ему выбрать решение, чаще всего на основе анализа издержек производства, сбыта;

3) деловые отношения никогда не совмещаются с личными.

Преимущества английского стиля менеджмента:

1) повышенное внимание уделяется издержкам производства (стремление к их постоянному сокращению);

2) разработка новых наукоемких изделий, тщательное проведение НИОКР;

3) гибкость в использовании технологических процессов, то есть модернизация и внедрение новых процессов происходит довольно быстро;

4) особое внимание уделяется отдельным деталям и тонкостям процесса производства;

5) относительно низкая цена рабочей силы.

Ведущей мировоззренческой предпосылкой для английского типа рефлексии можно считать видение мира как проявления эффектов. Эффект представляет собой детерминированный результат действия, рассматриваемого как акция, операция, связанная с конкретным элементом. Ее сущность состоит в установлении факторов, однозначно определяющих проявление эффекта и в практическом воспроизведении этой зависимости.

А. Файоль разработал теоретическое описание предприятия как механизма управления, воплощающего эту закономерность. Это операционная картина, характеризующая состав и согласованную работу элементов, требования к их эффективности. Она описывает необходимый набор операций и синхронизирована таким образом, чтобы не оставить ни малейших возможностей для возникновения помех для достижения результата и максимизировать его. Синхронизация достигается процедурной регламентацией усилий работников. Их обязанностью является эффективное исполнение предписанных им действий. Само обязание к действию носит нормативно-правовой характер.

Особенности ведения бизнеса коренным образом зависят от культуры страны и отражаются на всех аспектах деловых взаимоотношений – от повседневных контактов до переговорного процесса и форм заключенных контрактов.

Операционные и внереализационные доходы и расходы
Финансирование бюджетных учреждений
Международный рынок инвестиций
Финансовые инструменты
Виды игр для выявления и развития лидерских качеств
Клиенты гостиничных предприятий
Цикл жизни турпродукта
Процесс управления товарами, рисками
Факторы, влияющие на уровень экономического риска
Интерактивная сторона общения
Управление надежностью изделия
Количественные методы оценки персонала