Анализ финансовых результатов

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий  в  выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общим финансовым результатом является прибыль.

Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.

Сумма прибыли, полученная предприятием, обусловлена объемом продаж продукции, ее качеством и конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынке, ассортиментом, уровнем затрат и инфляционными процессами.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования, т.е. показатели рентабельности.

Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтом поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Объектами анализа финансовых результатов являются: валовая прибыль, прибыль от продаж, прочие доходы и расходы, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Основные задачи финансовых результатов:

1)    систематический контроль за формированием финансовых результатов;

2)    определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

3)    влияние резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

4)    оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

5)    разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

При анализе финансовых результатов используют данные бизнес-плана, финансового бюджета, годовой и текущей бухгалтерской отчетности, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов (90,91,99 и др.).

Методологической основой анализа финансовых результатов является принятая для всех предприятий модель их формирования и использования.

Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль от продаж определяется вычитанием из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.

Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) представляет собой алгебраическую сумму полученных результатов от продаж и прочих доходов и расходов. Прочие доходы и расходы  включают продукты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях, другие доходы и расходы.

Чистая прибыль рассчитывается вычитанием из суммы прибыли до налогообложения налогов и иных обязательных платежей.

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, которая позволит выявить резервы ее роста.

 Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.

Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов, т.е. с так называемого горизонтального анализа. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли.

Для более глубокого анализа исследуют состав каждого элемента прибыли и факторы, повлиявшие на нее.

Все факторы можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: природные условия, транспортные условия, социально-экономические условия, состояние рынка, уровень развития внешнеэкономических связей, цен на производственные ресурсы и другие.

Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам  первого порядка относятся изменения: прибыли от продаж; процентов к получению или оплате; прочих доходов или  расходов.

Факторами второго порядка являются изменения: объема реализованной продукции; структуры реализованной продукции; себестоимость продукции; цены продукции.

Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное  установление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами чистой прибыли, а факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от продаж и соответственно на сумму чистой прибыли.

Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие доходы и расходы:

- проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам;

- доходы от реализации основных средств;

- расходы на выплату процентов за кредиты и займы;

- полученные и выплаченные штрафы, пени и неустойки;

- убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности;

- убытки от недостачи и уценки имущества и другие.

В процессе анализа изучается состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

В заключении анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли  от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Краткая история гостиничного дела
Программные комплексы автоматизации гостиницы
Стили принятия управленческих решений
Разделение труда
Типы конфликта
Международные ОСУ
Финансирование текущей деятельности предприятий
Структура системы инновационного менеджмента
Развитие системы управления хозяйственной жизнью
Долгосрочная и краткосрочна финансовая политика предприятия
Источники заемного капитала
Режимы функционирования управляющей системы