Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Формирование рыночной экономики обуславливает повышение роли экономического анализа. 

Рыночная экономика развивается в соответствии с системой объективных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, а также других, на основе познания и использования их через систему и методы хозяйствования. Чем полнее учитываются требования объективных законов, тем эффективнее результаты работы. Поэтому потребность в экономическом анализе при рыночной экономике обусловлена объективной необходимостью организации хозяйствования в соответствии с требованиями экономических законов, наиболее полного использования преимуществ, заложенных в разнообразных формах собственности и предприятий, выживания и успешного функционирования производителей в условиях конкуренции.

В условиях рыночной экономики важное значение для хозяйствующих субъектов приобретает обеспечение конкурентоспособности их продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

В реализации этих задач велика роль экономического анализа.

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги, и необходимости обеспечения производственного и социального развития, повышения личных доходов его работников. Следовательно, чтобы составить обоснованный, реальный бизнес-план, обеспечивающий решение задач по увеличению выпуска продукции и улучшению её качества, росту производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышению на этой основе прибыли и уровня рентабельности, улучшению финансового состояния, нужна достоверная информация о результатах производственно-коммерческой деятельности предприятия. 

Действенным средством изучения результатов работы предприятий, объединений и ассоциаций служит анализ хозяйственной деятельности, который выполняет три функции: оценочную, диагностическую и поисковую. В процессе оценочного анализа определяют отличия достигнутого состояния и развития от запланированного или желаемого путём сравнения с установленными критериями. Диагностический анализ – включает детализированное выявление причин несоответствия фактического от запланированного состояния объекта, качественную интерпретацию положения дел. Поисковый анализ направлен на обоснование рекомендаций по переводу объекта в желаемое состояние, выявление глубинных резервов повышения эффективности производства путём проведения исследования по специальной программе.

Анализ хозяйственной деятельности позволяет определить, насколько состояние объекта управления отличается от заданного, установить пути перевода объекта управления из фактического состояния в желаемое либо ограничением тех или иных тенденций развития управляемых объектов, либо их интенсификацией и выработать оптимальное управленческое решение. Таким образом, анализ выступает как центральный этап процесса выработки управленческого решения, позволяет дать объективное и полное представление о достигнутом уровне, динамике и темпах развития управляемого объекта, наличии неиспользованных резервов и прогнозировать его развитие в перспективе.

Задачи экономического анализа вытекают из его роли и значения в управлении производством, из содержания и предмета экономического анализа.

К числу важнейших задач экономического анализа относятся:

Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки). Обоснованность разрабатываемых бизнес-планов и применяемых нормативов (затрат трудовых, материальных, финансовых ресурсов и др.) достигается осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности предприятий. Всесторонние экономические расчёты по материалам анализа позволяют разрабатывать обстоятельно обоснованные бизнес-планы предприятий.

Объективное и всестороннее изучение по данным учёта и отчётности выполнения установленных бизнес-планов, т.е. выполнение договоров на выполнение полиграфических услуг по объёму, срокам и качеству; выполнение плановых заданий по прибыли и рентабельности, соблюдение нормативов и др.

Объективная оценка изменения динамики основных экономических показателей производственно-полиграфической деятельности предприятия (объединения): объёма производства и реализации продукции, численности персонала и их производительности труда, материалоёмкости продукции, затрат на рубль товарной продукции, прибыли, рентабельности и других показателей;

Количественная оценка изменений в техническом, технологическом и организационном уровнях развития производства и социального развития коллектива предприятия (объединения) под влиянием научно-технического прогресса.

Определение степени использования основных производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов и влияния её на показатели экономической эффективности производства (фондоотдачу, производительность труда, материалоёмкость продукции, рентабельность и др.)

Оценка конкурентоспособности предприятия, эффективности его внешнеэкономической деятельности.

Выявление основных факторов, обусловивших отклонение фактических показателей деятельности предприятия (объединения) от достигнутых в предыдущем отчётном периоде и предусмотренных в бизнес-плане.

Контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта и оценка конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики коммерческий расчёт выражает производственные отношения. Отличительной чертой коммерческого расчёта является принцип материальной заинтересованности, обеспечивающий сочетание интересов предприятия и коллектива, личного и общественного. Он выступает в качестве важнейшего средства последовательного осуществления экономического принципа распределения по труду. Самостоятельность предприятий в рамках закона и ответственность их перед государством по налогообложению, эффективность использования ресурсов – отличительные особенности коммерческого расчёта. Всё это делает его необходимым условием претворения в жизнь требований рыночной экономики. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчёта требует подразделения факторов, повлиявших на исследуемые показатели, на зависящие и не зависящие от предприятия. Это подразделение факторов стало особенно необходимым в условиях рыночных отношений.

Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса и разработка комплекса мероприятий по их мобилизации и использованию.

Оценка производственного потенциала предприятия, исходя из организационно-технического уровня, развития научно-технического задела предприятия, необходимых инвестиций в предстоящий период.

Прогнозирование ожидаемых результатов хозяйственной деятельности; прогнозирование потребности в продукции и возможности её сбыта на внутреннем и внешнем рынках (применительно к полиграфии – потребность в полиграфических услугах).

Подготовка материалов для обоснования оптимальных управленческих решений. Эта задача экономического анализа обусловлена тем, что принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономическим анализом на различных этапах выдвигались новые задачи. Если до перехода на рыночную экономику главной задачей экономического анализа была оценка выполнения утверждённых предприятию плановых заданий, то в условиях рыночной экономики акцент делается на таких задачах, как: научно-экономическая обоснованность бизнес-плана, диагностика функционирования предприятия, усиление многовариантного, прогнозного и оперативного анализа; анализ конкурентоспособности продукции предприятия, изучение социальных последствий перехода к рыночной экономике и др.

Стадии экспертного опроса
Мотивационные программы в организациях гостинично-туристского бизнеса
Требования стандартов OHSAS серии 18000
Методы оценки персонала
Организация как объект менеджмента
Направления научной организации труда менеджера
Построение оргструктур управления
Международный менеджмент
Стратегии развития бизнеса на базе новых технологий
Структура управления туризмом
Взаимосвязь оргструктуры с внешней средой
Риски в предпринимательской деятельности предприятия