Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Задачами анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

– идентификация реального состояния анализируемого объекта;

– исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами;

– выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

– установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

– прогноз основных тенденций.

Предметом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.

Объектом анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий.

Функциями анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативная.

Сущность, назначение и методы финансового анализа

Неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии являются финансовый анализ и оценка финансового состояния предприятия. Финансовое состояние – это состояние финансов предприятия, характеризуемое совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

Финансовый анализ включает блоки:

– общий (предварительный) анализ;

– анализ финансовой устойчивости;

– анализ ликвидности баланса;

– анализ результатов деятельности;

– комплексный анализ и оценка деятельности.

Конкретное направление анализа, составляющие его блоки, набор показателей определяются целями и опытом аналитика. Основной целью финансового анализа является установление и определение финансового положения предприятия.

Задачами анализа выступают:

– выявление произошедших за период изменений значений финансовых показателей;

– определение наиболее вероятных тенденций изменения финансового состояния предприятий;

– определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;

– установление мер и рычагов воздействия на финансы предприятия с целью достижения желаемого финансового результата.

Результаты анализа необходимы для пользователей внутренних (службы предприятия, руководство) и внешних (менеджеры предприятия, собственники, кредиторы, инвесторы, поставщики). Информационной базой финансового анализа выступает главным образом бухгалтерская документация.

При проведении анализа используются методы:

– сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются с показателями базисного либо планового периода, при этом особую значимость приобретают корректность и сопоставимость показателей;

– группировка – при этом методе однородные показатели группируются и сводятся в более укрупненные, что дает возможность выявить тенденции развития и факторы влияния;

– цепные подстановки – метод заключается в замене отдельного показателя отчетным, что позволяет в итоге определить и измерить влияние факторов на конечный финансовый показатель;

– коэффициентный – оперирует сравнением между собой относительных показателей, имеющих одинаковые единицы измерения.

 Общий анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

В целях проведения общего анализа финансового состояния предприятия составляется аналитический (сравнительный) баланс, в который включаются основные агрегированные (укрупненные) показатели баланса, его структуры, динамики и структурной динамики. Такой баланс позволяет свести воедино, систематизировать и проанализировать первоначальные предположения и расчеты.

Кроме того, такое представление балансовых данных позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа. Горизонтальный анализ – изучение изменения показателей за отчетный период, вертикальный же предполагает расчет удельных весов в общем итоге (валюте) баланса. Статьи сравнительного баланса формируются по усмотрению аналитика и с разной степенью детализации.

Изменение показателей позволяет выявить динамику показателей, а также то, за счет каких структурных сдвигов менялись показатели. Таблицы для анализа могут составляться (с разной степенью детализации) по балансу, активам и пассивам, имуществу и источникам средств, по результатам деятельности предприятия и другим анализируемым направлениям.

На первоначальном этапе анализа аналитика могут интересовать следующие характеристики: общая стоимость имущества (валюта или итог баланса), стоимость иммобилизованных активов (основных и прочих внеоборотных средств), величина оборотных средств, материальных оборотных средств, величина дебиторской задолженности, величина наиболее ликвидных средств, стоимость собственного и величина заемного капитала, величина долгосрочных кредитов и займов и т. д.

 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Финансовую устойчивость предприятия определяет, прежде всего, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования.

Различают типы финансовой устойчивости:

– абсолютная – излишек источников формирования запасов и затрат (данный тип встречается крайне редко);

– нормальная – запасы и затраты обеспечиваются суммой собственных средств;

– неустойчивое финансовое состояние – запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных и заемных средств их формирования;

– кризисное финансовое состояние – запасы и затраты не обеспечиваются источниками формирования, а предприятие находится на грани банкротства.

Источниками средств, ослабляющими финансовую напряженность, могут быть: временно свободные собственные средства предприятия (фонды и резервы), привлеченные средства сторонних организаций (кредиторская задолженность), кредиты банка на пополнение оборотных средств.

Для характеристики финансовой устойчивости предприятия могут использоваться такие коэффициенты:

1. Обеспеченности собственными средствами – показывает наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости; нормальное значение 0,6–0,8.

2. Маневренности – показывает, какая часть собственных средств находится в форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. В качестве ориентировочного значения можно назвать 0,5.

3. Автономии – Показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Нормальным значением можно считать 0,5.

4. Краткосрочной задолженности – показывает долю краткосрочных обязательств в общей величине обязательств.

Внешним проявлением финансовой устойчивости является платежеспособность предприятия, то есть его способность в срок рассчитываться по своим обязательствам. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.

 Анализ ликвидности баланса

Ликвидность активов – это их способность превращаться в денежную форму. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Для оценки ликвидности баланса предприятия все активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);

А2 – быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы);

А3 – медленно реализуемые активы (запасы за минусом расходов будущих периодов плюс долгосрочные финансовые вложения);

А4 – труднореализуемые активы (основные средства и иные внеоборотные активы – долгосрочные финансовые вложения + дебиторская задолженность сроком погашения более 12 месяцев).

Пассивы предприятия разделяются по следующим группам:

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом, авансы полученные);

П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и заемные средства);

П3 – долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы);

П4 – постоянные пассивы (капитал и резервы + расчеты по дивидендам + доходы будущих периодов + фонды потребления + резервы предстоящих расходов и платежей).

Баланс считается ликвидным, если соблюдаются неравенства: А>П, А2>П2, А3>П3, А4<П4.

Результаты анализа ликвидности баланса сводятся в таблицу, где также указываются абсолютная и относительная величины отклонения.

Характеристика ликвидности дополняется также финансовыми коэффициентами. Могут быть рассчитаны следующие коэффициенты: показатель общей ликвидности, показатель абсолютной ликвидности, показатель текущей ликвидности.

Анализ финансовых результатов

Анализ финансовых результатов начинается с оценки динамики балансовой и чистой прибыли и их структурных компонентов. При этом сравниваются основные показатели за отчетный период, рассчитываются их отклонения от базовой и плановой величин, выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на прибыль.

Влияние на прибыль могут оказывать изменения следующих факторов:

– изменение отпускных цен на реализованную продукцию;

– изменения в объеме произведенной и реализованной продукции;

– изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в ее структуре;

– влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции;

– влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;

– влияние изменений отпускных цен на материалы, тарифы и услуги;

– влияние на прибыль экономии, вызванной нарушением хозяйственной дисциплины.

Влияние на прибыль всех факторов определяется суммированием влияния каждого фактора.

Дополнительно при анализе финансовых результатов могут быть рассчитаны также следующие показатели рентабельности деятельности предприятия:

1. Чистая рентабельность капитала = чистая прибыль/ итог баланса.

2. Чистая рентабельность собственного капитала = чистая прибыль/ собственный капитал.

3. Рентабельность основной деятельности = прибыль от реализации продукции/ затраты на производство продукции.

4. Рентабельность внеоборотных активов = прибыль от реализации/среднее значение внеоборотных активов.

5. Чистая прибыль от реализации продукции на рубль объема реализации = чистая прибыль/ выручка от реализации.

6. Прибыль от реализации продукции на рубль объема реализации = прибыль от реализации/ выручка от реализации.

7. Балансовая прибыль на рубль объема реализации = балансовая прибыль/ выручка от реализации.

При расчете показателей рентабельности итоговые значения коэффициентов умножаются на 100 для получения выражения коэффициентов в процентах.

Менеджмент и управление
Сущность функционального подхода к менеджменту
Теоретические аспекты финансового анализа
Рациональная политика заимствований
Социальная эффективность менеджмента туризма
Проблемы транспортной логистики
Особенности российского налогового менеджмента
Модели строительного производства
Система информации в менеджменте
Роль профсоюзов в социально-трудовых отношениях
Исследование систем управления фирмы
Виды денежных потоков