Измерение экономической эффективности туризма

Международные въездные посетители для каждой страны являются благом, поскольку они стимулируют развитие национальной и местной экономики, обеспечивают приток иностранной валюты и помогают финансировать строительство объектов, которыми могут пользоваться все граждане. Именно измерение расходов въездных туристов позволит оценить экономическое воздействие туризма на национальном и местном уровне.

Максимальное увеличение вклада туризма в общее экономическое благосостояние граждан является важной стратегической целью как развитых, так и развивающихся стран. С помощью менеджмента можно увеличить чистые экономические выгоды от туристской деятельности, т.е. обеспечить повышение экономических результатов над издержками, связанными с функционированием туризма.

Чтобы получить полную картину воздействия туризма на экономику страны, следует решить 4 последовательные задачи:

1. измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать “валовые экономические выгоды” от него;

2. определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;

3. установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;

4. выявить резервы, повышающие величину этого вклада.

Для решения этих задач необходимо определить наиболее значимые для менеджмента показатели экономической эффективности туризма:

  ·  личные доходы граждан – туризм обеспечивает их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях;

  ·  коммерческие доходы – это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей; чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов, создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;

  ·  государственные доходы – это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности, а также поступления от продажи товаров и услуг на обслуживающих туристов государственных объектах (в местах размещения, развлекательных учреждениях, магазинах);

  ·  валовой внутренний продукт (ВВП) – формируется и от туристской деятельности внутри страны;

поступления чистой иностранной валюты .

Имеющиеся данные об экономической эффективности туризма можно внести в таблицу

Оценка экономической эффективности туризма

Вид расходов

Расходы посетителей

Доходы предприятия

Образуемый фонд

Занятость населения

Государственные доходы

Комплексные поездки

Размещение

Питание и напитки

Транспорт

Рекреация и т.д.

Посещение магазинов

Прочие расходы

Итого