Анализ и конструирование организации

Управление поведением человека в организации начинается с конструирования самой организации, анализа условий, целей и выбора соответствующей организационной модели. Существуют две основные классические модели: механическая и органическая.

Механическая модель.

В соответствии с этой моделью организация рассматривается как своеобразная машина, которая работает по строго установленному порядку. Она предполагает достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил, процедур, централизованной власти, а также высокой специализации работ. (М. Вебер)

При механистическом подходе к конструированию организации обеспечиваются благоприятные условия для управления организационным поведением, поскольку:

- все задачи разделены на специализированные работы.   Специализация и разделение труда позволяют четко определить функции, полномочия и власть, которые необходимы работнику для выполнения возложенных на него обязанностей, а также меры принуждения и порядка их применения;

- каждая задача выполняется в соответствии с системой определенных правил. Эти правила обеспечивают единство и координацию усилий, а также преемственность и стабильность, так как они остаются неизменными, если даже меняются работники;

- каждая структура организации рассчитана на выполнение работы под руководством только менеджера , власть которого обеспечивается делегированием задач от верхнего уровня иерархии, и, следовательно, любое нижестоящее подразделение подчиняется вышестоящему. Таким образом, создается непрерывная цепь в командной структуре;

- каждый работник организации связан со своими подчиненными , клиентами или заказчиками безличным, формальным образом: эмоциональная привязанность вредит делу;

- основанием замещения должностных вакансий служит только профессиональная квалификация , которая одновременно является защитой от произвольного увольнения работника. Карьерный рост осуществляется по старшинству либо в зависимости от достижений в труде.

Механическая модель используется обычно при конструировании организации со стабильной внутренней средой и низким уровнем неопределенности окружающих условий.

Органическая модель.

 Используется при конструировании организации, для которой характерны высокий уровень адаптивности, ограниченное использование правил и процедур, децентрализация власти и относительно низкая степень специализации (предложили Т. Барнас и Дж. М. Сталкер).

Основные достоинства органической модели сводятся к следующему:

- обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде;

- обеспечивает максимальные возможности работнику во всех его взаимодействиях с организацией;

- способствует созданию и поддержанию у работника чувства личного достоинства и значимости;

- процессы принятия решения, контроля и выработки целей в организации, построенной на основе такой модели, децентрализованы и разделены на всех уровнях;

- связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды.

Основные различия между механической и органической моделями представлены в таблице 15.

Таблица 15 – Различия между механической и органической моделями

Процессы

Механическая модель Органическая модель

1

2

3

1. Лидерство Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением. Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые в свою очередь интересуются их идеями и мнением.
2 Мотивация Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения между служащими относительно организации, ее целей. Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей.
3 Связь Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности Информация поступает свободно по организации – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная.

Продолжение таблицы 15

1

2

3

4 Взаимодействие Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность. Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления.
5 Принятие решений Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации. Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс.
6 Постановка цели Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие. Групповое участие в постановке высоких, реальных целей.
Контроль Централизованы. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них. Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем.
8 Осуществление целей. Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации. Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта человеческих ресурсов организации.

В целом можно сказать, что основные различия между моделями, проявляются в их качественных характеристиках и объясняются тем, что первая из них ставит во главу угла критерии максимальной эффективности и производительности, а вторая – максимальной удовлетворенности, гибкости и развития. Эти различия особенно ярко проявляются в процессах, которые влияют на поведение человека в организации.

Налог на прибыль организаций
Научное познание
Ошибки организаций при внедрении СМК
Античная диалектика и ее особенности
Технология информационной деятельности в менеджменте
Режим использования и охраны животного мира
Проблемы истины в философии
Аспекты финансового менеджмента
Методы менеджмента
Управление системой финансовых результатов
Управленческие идеи России
Управление портфелем СЗХ фирмы
Административная школа А. Файоля