Анализ внешней среды организации

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:

 макроокружения

непосредственного окружения .

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономических компонентов важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы, величина заработной платы.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих право, нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. При этом важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы, как то, какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя недовольство, захватить власть.

Изучение социального компонента макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и интересов, как отношение людей к работе и качеству жизни; существованиe в обществе обычаев и верованиий; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровня образования, мобильность людей или готовность к перемене жительства и т.п. Значение социального компонента очень велико, так как он является всепроникающим, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации.

Анализ технологических компонентов позволяет своевременно определить те возможности, которые развитие науки и техники открывая производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе новые возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления некоторых изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют.

Для того чтобы организация могла результативно изучать влияние компонентов макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (но один раз в год) наблюдений за состоянием важных для opганизации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов.

Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

        ·    анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;

        ·    участие в профессиональных конференциях;

        ·    анализ опыта деятельности организации;

        ·    изучение мнения сотрудников организации;

        ·    проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали или в каком состоянии они пребывают сейчас. Необходимо вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направления развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и дает ему невидимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данным состоянием макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации. Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

Анализ покупателей как компонентов непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что дает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам :

        ·    географическое месторасположение покупателя;

        ·    демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;

        ·    социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;

        ·    отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько определены его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену одному покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, тоже от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть изучены в процессе анализа покупателя.

К числу таких факторов относятся следующие:

        ·    соотношение степени зависимости покупателя от продавца степенью зависимости продавца от покупателя;

        ·    объем закупок, осуществляемых покупателем;

        ·    уровень информированности покупателя;

        ·    наличие замещающих продуктов;

        ·    стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

        ·    чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок;

        ·    его ориентация на oпределенную марку;

        ·     наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность paботы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы :

        ·    уровень специализированности поставщика;

        ·    величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;

        ·    степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

        ·    концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

        ·    важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

        ·  стоимость поставляемого товара;

        ·  гарантию качества поставляемого товара;

        ·  временной график поставки товаров;

        ·  пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиками товара.

Изучение конкурентов , т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми рентами, производящими аналогичную продукцию и реализуемыми ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны "пришельцев" и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшим на их рынок. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных "пришельцев". Такими барьерами могут быть углубленная иайизация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами разделения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако  любая из этих мер оказывается действенной только тогда, когда она является реальным барьером для "пришельца". Поэтому очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному "пришельцу" выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры. Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае появлением замещающего продукта состоит в том, что если им "убит" рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому, для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы подойти к созданию продукта нового типа.

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми силами для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на ней кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

Основы налоговой системы в РФ
Производственно-технологические функции
Особенности управления персоналом в фирмах США
Этико-психологические характеристики менеджера
Этапы становления финансового менеджмента
Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции
Сертификация и ее особенности
Модели общения
Организация и поведение работников в ней
Виды планов
Оценка менеджмента
Виды нарушений и формы дисциплинарных воздействий