Управленческие идеи России

В 1860-1870г. сотрудники высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль “преуспевание” на всемирной торговой выставке в Вене в 1873 году. После этого сразу ее стали использовать английские промышленники.

В 1908 году в России стали выходить сборники “Административно-техническая библиотека”. В 1911 году в Петербургском политехническом институте Семеновым был прочитан курс организации заводского хозяйства. В 20 гг. были сформулированными основные законы организации труда.

1. Закон наименьшего применения цепной связи, гласящий, что конечный объем выпуска продукции зависит от слабейшего звена.

2. Закон взаимного замыкания.

 Суть – сначала создается подразделение основного звена, затем остальные, его обеспечивающие.

3. Закон ритма

4. Закон параллельности и последовательности.

5. Закон фронта работ, предполагающего, что нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям.

6. Закон реальных условий: ставить только достижимые цели.

А. О. Ерманский (1866-1941гг) – разработки по научной организации труда (НОТ).

П. Н. Керженцов (1881-1940гг) Сформировал теорию “организационной деятельности”, выделив в НОТ три объекта – труд, производство и управление. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов в выполнение управленческих действий:

1. Формирование организационных структур.

2. Распределение обязанностей.

3. Планирование, учет, подбор и расстановка кадров.

 4. Поддержание и укрепление дисциплины.

Таким образом, первый признак принадлежности к науке – единство в своем начале у менеджмента не наблюдается. Т.е. уже сейчас мы можем начать подозревать, что менеджмент это не академическая наука. 

2) Объект исследования менеджмента. Предприятие или организация. Что такое организация? Организация – это совокупность 2 или более людей, которые объединены общей целью.

 В организации принято выделять 5 ресурсов:

 1)   финансовые ресурсы;

2)   материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

3)   людские ресурсы;

4)   информационные ресурсы;

 5)   временны е ресурсы.

Субъект менеджмента – человек.

3) Понятийный аппарат.

Перечислите основные понятия менеджмента: управление, ресурсы, труд, организация, начальник, подчиненный, задание, и т.д. В целом все можно объединить в 4 функциях менеджмента: планирование,  организация, мотивация и контроль. Однако это общеэкономические термины, нельзя сказать что они используются только при управлении. Например, составление бюджета – по сути финансовое планирование, но это не менеджмент, а бухгалтерская, экономическая процедура.  Организация. Например, вы организуете учетную политику предприятия, создаете базу данных. Это разве менеджмент? Я думаю, что нет.

4) Методология.

 Менеджмент не имеет своей методологии, он применяет общенаучные подходы.

К настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

1. Комплексный

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

2. Интеграционный

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

- между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

- между стадиями жизненного цикла объекта управления;

- между уровнями управления по вертикали;

- между уровнями управления по горизонтали.

3. Маркетинговый

Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:

- повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

- экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;

- экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);

- применение системы менеджмента.

4. Функциональный

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

5. Динамический

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

6. Воспроизводственный

Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

7. Процессный

Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.

8. Нормативный

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

- целевой подсистемой;

- функциональной подсистемой;

- обеспечивающие подсистемы.

9. Количественный

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.

10. Административный

Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

11. Поведенческий

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.

12. Ситуационный

Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

13. Системный

При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь . В системе “вход” перерабатывается в “выход”.

Важнейшие принципы:

- процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

- необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

- цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

- восхождение от абстрактного к конкретному;

- единство анализа и синтеза логического и исторического;

- проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.