Управление системой финансовых результатов деятельности банка

Прибыль играет в деятельности банка определяющую, но разноплановую роль.

Прибыль - это:

- приращение капитала через капитализацию нераспределенной прибыли;

- ресурсы для экспансии в новые сферы экономики, социальные сферы, территории и для роста;

- создание запаса прочности (резерва) на случай проблемных ситуаций, потенциальных убытков;

- обеспечение выплат дивидендов инвесторам;

- внушение доверия реальным и потенциальным инвесторам и кредиторам в  сохранности их средств и получении доходов;

- измерение и индикация продуктивной способности банка (в первую очередь активных операций).

Банковские доходы могут быть диверсифицированы по довольно широкому кругу признаков:

-     по порядку получения (процентные, непроцентные, пр.);

-     по источникам получения (предпринимательские структуры, население, биржи)

-     по частоте получения (стандартные, неопределенные);

-     по гарантии получения (наличные, счета, ценные бумаги)

-     по срокам получения - инвестиционному временному эффекту.

Соответственно, и целевые, и методические, и организационные подходы менеджмента формируются в очень широком диапазоне и часто в разных направлениях.

Так, процентные доходы (разделяемые на процентные по рублевым кредитам и проценты по валютным кредитам или на проценты по ссудам, по депозитам в банках, по портфелю долговых ценных бумаг) в принципе могут быть оптимизированы в рамках конкурентных, ресурсных, социальных и иных внешних ограничений, также ограничений по качеству.

Непроцентные доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по долевых ценным бумагам и доходы от совместной деятельности) в редких случаях могут быть значительно увеличены, так как их доходность редко является единственной целью инвестиций. Чаще предполагается согласование с иными целями, что обусловливает некоторое снижение доходности относительно затрат на управление, информацию, диверсификацию и др.

Непроцентные комиссионные доходы (оплата открытия и ведения счетов, комиссия по лизингу, факторингу, агентские доходы по трастам и т.д.) являются по сути возвращающими, т.е. должны соответствовать затратам и качеству операции, а их чрезмерны рост означает потерю качества менеджмента, потерю имиджа банка.

Непроцентные торговые доходы (купля-продажа валюты, ценных бумаг и иных финансовых инструментов - фьючерсов, опционов, валютный дилинг и арбитраж), формируемые краткосрочными колебаниями котировок активов, есть следствие не традиционных банковских операций, а скорее банковских сделок, в общем, для банков не характерные и во многих странах даже запрещенные как чрезвычайно рискованные. Следовательно, доля этих доходов в структуре доходов банков резко ограничена вследствие нестабильности. Соответственно, и их максимизация не предполагается.

Непроцентные "интеллектуальные" доходы от оплаты услуг (консультации, посреднические услуги, гарантии, поручительства) и доходы от оплаты или аренды нематериальных активов, разработанных или приобретенных банком, отличаются качеством, характеризуют менеджмент банка как высокопрофессиональный и компетентный. При разовых инвестициях и относительно незначительных операционных расходах эти доходы могут быть стабильны и гарантированы. Это редкий случай, когда целевая установка менеджмента предполагает возможную максимизацию доходов.

И наоборот, доходы, получаемые банком от финансовых санкций (штрафы, пени и др.), примененных к проблемным заемщикам и вообще к нарушителям условий договоров, с точки зрения менеджмента банка крайне негативны и в принципе должны быть минимизированы. Они только ухудшают и так сложное финансовое положение проблемных заемщиков, затрудняя выполнение ими своих обязательств, и лишь частично возмещают потери банков, а часто способствуют и росту потерь, так как снижают имидж банка, нарушают партнерские отношения.

Прочие доходы, такие, например, как возврат потерянного кредита в случае санации проблемного заемщика и "расчистки" его долгов и обязательств для восстановления имиджа, являются по сути лишь частичным возмещением убытков и должны быть минимизированы.

Естественно, что целевая установка на максимизацию доходов вредна при переходе к случайным доходам, от стандартных к неопределенным, от материальных объектов к наличным. Можно сказать, что и в сфере расходов банка общая целевая установка на их минимизацию дает уже при начальной диверсификации неоднозначный результат.

Так, процентные расходы по депозитам клиентов, депозитам банков, эмитированным и размещенным долговым ценным бумагам, имеют четко определенный, граничный уровень максимизации, превышение которого приводит к потере клиентов, дефициту ресурсов, снижению темпов роста. Также ограничен, но с позиции оптимального минимального уровня и ряд непроцентных расходов, чрезмерное уменьшение которых приводит к снижению качества банковских продуктов, формированию многих серьезных рисков, а в отдельных случаях и парализации деятельности банка. Это относится также к хозяйственно-эксплуатационным расходам (аренда и содержание помещений и зданий, амортизация, электроснабжение, теплоснабжение, связь), транспортным расходам, расходам на охрану, сигнализацию, операционным расходам, расходным материалам.

Однако в экстремальных ситуациях для выполнения своих обязательств перед вкладчиками, клиентами, бюджетом проблемные банки могут снизить отдельные виды своих расходов, и довольно значительно (транспортные расходы, заработная плата, командировочные), а некоторые расходы и вообще свести к нулю (представительские и рекламные расходы, благотворительность и т.д.). Продолжительность периода такой экономии не может быть большой, так как нарастающая социальная напряженность в коллективе банка и неизбежное снижение его имиджа негативно скажутся на качестве его менеджмента.

Только расходы по санкциям (уплачиваемые банком штрафы, пени, неустойки и др.) представляют тот редкий случай, когда целевая установка на управление банковской прибылью предполагает их полную, предельно возможную минимизацию, да и то не всегда.

Что же касается "экономии" на налогах, резервировании, страховании, то здесь речь может идти лишь об оптимизации их уровня в рамках нормативно предусмотренных льгот и адекватности рискам.

С позиций их качества доходы разделяются на следующие группы и подгруппы:

- адекватные - наиболее высокие по качеству, получаемые от основных вид банковской деятельности;

- случайные - более низкие по качеству, среди которых выделяют чрезвычайные доходы, спекулятивные доходы от валютного арбитража и краткосрочных операций с ценными бумагами, полученные штрафы, пени иные финансовые санкции, реализация имущества (помещения, активы);

- авантюрные - низкие по качеству или практически некачественные доходы, получаемые при нарушении банком договорных паритетов, неадекватной системе оплаты комиссионных расходов (в % от суммы платежа), нарушении соотношения: риск классификация - резервы и т.д.

Совмещение количественных и качественных характеристик доходов - одна из целей управления ими. Малые по объемам, адекватные доходы более с ответствуют имиджу стабильного, прогрессивного, устойчивого банка, чем большие авантюрные доходы.

Качественный менеджмент предполагает также и эффективное управление полученной прибылью - ее распределением. Это касается распределения выплаты дивидендов, создания базы роста, рыночной экспансии, защиты от рисков, создания имиджа банка и его поддержка, взаимодействия с окружающей средой, и количественных доля этого распределения, и контроля за этими процессами, и соответствующего информационного обеспечения и рекламного освещения.