Управление капиталом на основе операционного рычага

Операционный рычаг характеризует один из аспектов предпринимательского риска. Предпринимательский (деловой) риск состоит в том, что предприятие может не получить запланированную величину операционной прибыли (до уплаты процентов и налога на прибыль). Очевидно, что такому результату может способствовать множество различных факторов: снижение спроса на продукцию, усиление конкуренции, рост цен на сырье и др. Наряду с ними увеличению операционного риска способствует высокая доля постоянных расходов предприятия в общей структуре затрат. Чем выше эти доля, тем сильнее вероятность того, что даже незначительное снижение объема продаж обернется для предприятия убытками. С другой стороны, в определенных условиях даже небольшое увеличение объема продаж приведет к резкому росту прибыли.

Эффект операционного рычага показывает на сколько процентов увеличится прибыль при 1%-ном росте объемов продаж.

Эффект операционного рычага определяют по формуле:

ЭОР = (Вбн - Зпер): Прп   = ВП: Прп ,

где Вбн - выручка организации без НДС;

 Зпер – сумма переменных затрат;

Прп - прибыль от реализации продукции;

 ВП – вклад на покрытие.

Чем выше значение ЭОР, тем больше риск деятельности предприятия. Вместе с тем с увеличением риска возрастает и шанс получить дополнительную прибыль. Высокое значение ЭОР означает, что прибыль предприятия очень чувствительна к изменению валовой выручки. С одной стороны, даже незначительное снижение объемов производства или цены на продукцию может оказаться для организации роковым. С другой стороны, даже при небольшом увеличении объемов реализации прибыль фирмы существенно возрастет.

Предприятиям с высоким ЭОР надо обезопасить свою деятельность. Для этого следует работать по трем направлениям:

- снижение постоянных затрат;

-  отслеживание действий конкурентов;

-  увеличение объемов производства.

Причем снижение постоянных затрат не обязательно связано с уменьшением расходов. Их можно перераспределить. Например, предприятие, выплачивающее работникам отдела маркетинга фиксированные оклады, может установить им сдельную оплату труда. Это не только сократит постоянные расходы, но и повысит заинтересованность сотрудников.

Важно отслеживать действия конкурентов. Чем выше значение ЭОР, тем больше внимания нужно уделять изучению рынка, т.к. изменение прибыли предприятия с высоким ЭОР в значительной степени зависит от изменения выручки, а значит, и от цен на продукцию. Если конкуренты снизят свои цены, такое предприятие окажется в сложной ситуации.

Для уменьшения ЭОР нужно увеличивать выручку. Известно, что она может изменяться либо за счет роста цен, либо за счет расширения объемов производства. Однако предприятиям с высоким значением ЭОР нужно относиться к повышению цен с осторожностью, т.к. из-за их увеличения спрос на продукцию может упасть. Поэтому уменьшение продаж даже при повышенных ценах может вызвать сокращение выручки и, как следствие, снижение прибыли.

Т.о. организациям с высоким ЭОР надо увеличивать выручку за счет расширения производства. Даже небольшое увеличение объемных показателей резко повысит их прибыль. Те организации, у которых величина ЭОР снижается, могут действовать на рынке более уверенно. В частности, они могут уменьшить цены на свою продукцию для того, чтобы привлечь покупателей или устранить конкурентов. Этим предприятиям не так страшно и временное снижение спроса. В то же время рассчитывать, что при росте объемов их прибыль серьезно увеличится, таким предприятиям не следует.

Определять уровень безубыточности . Этот показатель позволит определить, когда организация начнет получать прибыль. Уровень или точка безубыточности определяется по формуле:

ТБ = Зпост: (1 - УЗпер),

где ТБ - уровень, при котором организация не будет получать ни прибыли, ни убытков;

Зпост - постоянные затраты организации;

УЗпер – удельные переменные затраты.

Удельные переменные затраты определяются по формуле:

УЗпер = Зпер : (В - НДС),

где   Зпер - сумма переменных затрат;

В - выручка от реализации с учетом НДС;

НДС - сумма НДС, начисленного на стоимость реализованной продукции (услуг).

При расчете ЭОР используется показатель  – вклад на покрытие , который представляет собой ту часть выручки предприятия, которая остается после покрытия переменных затрат и идет на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.

На практике чаще всего рассчитывают коэффициент вклада на покрытие по формуле:

КВП = ВП: Вбн ,

КПВ – коэффициент вклада на покрытие;

ВП – сумма вклада на покрытие;

Вбн – сумма выручки без НДС.

Чаще всего КВП используется для оптимизации ассортимента предприятия с финансовой точки зрения. Средневзвешенный коэффициент вклада на покрытие может быть использован для прогноза изменения прибыли при изменении объема продаж, если структура выпускаемой продукции останется неизменной во времени и если нет отклонений от плановых показателей.

Определять запас финансовой прочности , который представляет собой сумму превышения плановой или фактической выручки над точкой безубыточности. Оценка дополнительного, т.е. сверх уровня безубыточности объема продаж проводится по формуле:

ЗФП = ((Вбн – ТБ): Вбн ) ´ 100%