Вред и польза инноваций

Первая реакция на предложения   об изменениях обычно является отрицательной. Большинство людей отвергают перспективу   инновационного развития. Почему же к новшествам настороженное отношение? Перечислим   некоторые причины отрицательного отношения к инновациям.

 1. Иногда новшества   приносят явный вред.

 Пример 1.   Экономические реформы в России, проводящиеся с 1987г., привели к падению всех   макроэкономических характеристик (валового внутреннего продукта, объема промышленного   производства и – особенно – капиталовложений в основные фонды) и уровня жизни.  

 2. Новшества обычно   требуют от потребителей значительных материальных, финансовых, кадровых вложений   для своего освоения . Особенно это заметно для инноваций в быстро развивающихся   областях, например, информационных технологий. Приходится постоянно менять компьютеры   и программное обеспечение на вновь появляющиеся варианты, тратить время на их   освоение. Как говорил один из героев Льюиса Кэрролла, «чтобы оставаться на месте,   надо бежать изо всех сил». Кроме бега на месте из-за внешнего инновационного   давления, хочется продвигаться в своем деле, но на это остается мало времени   и сил.

 Хорошо известно,   что любая управленческая инновация, прежде всего реорганизация (реструктуризация),   на некоторое время резко снижает эффективность работы подразделения или фирмы.   Недаром древнее китайское проклятие звучит так: «Чтоб тебе жить во время перемен!»

 Пример 2.  Эту   книгу автор писал, сидя за компьютером. А первая книга тридцать лет назад была   набита на пишущей машинке. Пушкин писал от руки. Прогресс техники очевиден.   Чем дальше, тем дороже. А результат? Общий объем и качество написанного человеком   за жизнь не растет. Скорее, наоборот, сокращается.

 3. Новшества вытесняют   то, что было раньше. Оптимисты говорят: «Лучшее – враг хорошего». Но дело в   том, что уходит не только само «хорошее», но и многое, с ним связанное.

 Пример 3.    Смена поколений компьютеров и программного обеспечения привела к невозможности   использования диалоговых систем по статистическим методам управления качеством. Чтобы их можно было широко применять, коллективу   разработчиков необходимо постоянно переносить программный продукт на новую аппаратную   и программную базу. Персонаж древнегреческих мифов Сизиф втаскивал камень на  вершину горы, откуда он срывался вниз, и начинался новый цикл работы. Сизифов   труд – адаптировать систему для нового поколения компьютеров и программ, а по   окончании практически сразу же переходить к следующему поколению. Ясно, что   не всех специалистов привлекают перспективы Сизифа. В результате с рынка ушли   многие интересные и полезные разработки. В начале XXI в. российский рынок прикладных программных   продуктов гораздо беднее, чем он был в конце 80-х и начале 90-х годов ХХ в.

 Пример 4.    Можно приводить и не столь специальные примеры. Распространение телевидения   и Интернета уменьшило использование книг для работы и отдыха. Теперь уже встречаются   лица, которые не понимают, что информацию можно искать не только в Интернете,   но и в библиотеках. Потери очевидны: основные накопленные человечеством знания   находятся пока еще не в Интернете, а в книгах. К тому же в Интернете много мусора.  Разнообразные невежды беспрепятственно засоряют информационное поле безграмотными   текстами, вместо того, чтобы читать и учиться.

 Пример 5.    Распространение телефонной связи привело к уменьшению роли писем. Будущие поколения   уже не смогут получить о нашем времени столь богатой информации, какой мы располагаем   о жизни деятелей XIX в.

 Оценивая суммарный   результат инноваций, во все времена многие философы считали, что общемировая   ситуация с течением времени ухудшается. «Золотой век» человечества всегда находился   в прошлом. Оптимистическая вера в «светлое будущее» обычно связывалась с недостаточной   информированностью. И в начале XXI в. пессимистические оценки преобладают. Человечество   настолько ухудшило и продолжает ухудшать окружающую среду, что это ставит под   угрозу само существование человечества.

 Хотя вред от инноваций   очевиден, тем не менее поток изменений нарастает. Почему же общество поддается   напору новаторов? Укажем несколько причин.

 1. С помощью подготовки   и внедрения изменений новаторы добиваются своих целей – денег, власти, признания   в обществе . Большое значение имеют реклама и другие методы воздействия на рынок.  Разжигается недовольство старым. Воспитывается привычка смотреть на использование   инновационного товара как на престижное занятие. Вспомним пример 1 выше: критика   недостатков СССР казалась вполне обоснованной – пока не проявились результаты   реформ.

 2. Стремление к новому   присуще человеку как биологическому виду. Отказаться от инноваций – значит перестать   быть человеком.

 3. Инновации обычно   приносят непосредственную пользу  — позволяют повысить эффективность производства   и управления, улучшают быт людей. Вред от инноваций связан, как правило, с непредвиденными побочными последствиями.

Денежные потоки и методы их оценки
Профессиональные качества менеджера
Математические методы анализа экспертных оценок
Цели карьеры
Структура информационных технологий туризма
Модели экономических систем развитых стран
Анализ в процессе управления
Факторы, влияющие на выработку стратегии
Закономерности развития
Английская модель менеджмента
Характеристика видов управления конфликтом
Система внутрифирменного планирования