Возникновение философии

Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из первых, кто ввел этот термин в широкий обиход, был знаменитый Пифагор.

Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Философия возникает как весьма сложное, критическое отношение к мифологическому мировоззрению и вместе с тем на основе усвоения его основных духовных ценностей.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения и в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил.

Главным свойством мифологического сознания считается синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и природа, познание и переживание, объект и субъект нераздельны.

Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям.

Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями.

 Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга.

Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон.

 В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность, олицетворение понятий. Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, и т. д.

Для мифов характерны следующие черты:

1.  Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.

2.  Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

3.  Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

4.  Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.

Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера:

1) развитием аграрного и ремесленного производства;

2) разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

3) появлением разделения труда и товарно-денежных отношений;

4) постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Отличия философии от мифа можно проследить по всем особенностям мифологического сознания.

1. философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

2. философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить.

3. философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки. Она стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования.

4. философское мышление происходит в абстрактных понятиях и категориях, но не в символах и образах. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.

С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры .

 Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории.

Методика самооценки лидерских качеств
Лидерство и авторитет менеджера
Концепция партисипативного управления
Служба экономической безопасности предприятия
Виды финансово-экономического анализа
Определение безубыточного объема продаж
Система механизмов поручительства
Деятельность курортных отелей
Сущность планирования
Взаимосвязь качества и конкурентоспособности
Направления и способы снижения риска
Управление персоналом