Внутригрупповой конфликт

Группа характеризуется своими:

ценностями;

иерархиями;

каналами;

стереотипами;

традициями:

атрибутами.

На каждом из этих уровней может возникнуть конфликт. Вошедший в группу новичок должен признать существующие в группе ценности, стереотипы, атрибуты, традиции, войти в ее формальные и неформальные иерархии. В противном случае возникнет конфликтная ситуация, имеющая все шансы перерасти в конфликт [].

Ценностный конфликт может возникать при объединении групп, при включении в них новых участников. Ориентация на открытое управление может помочь согласовать различные системы ценностей, выработать коридоры безразличия.

Коридор безразличия — поле решений инвариантных к существующим (выявленным] различиям в системах ценностей.

Иерархии могут быть формальными и неформальными. Иерархии включают в себя:

должностные;

профессиональные;

политические;

материально-финансовые;

духовно-нравственные;

социальные;

по интересам.

Хорошо, если руководитель группы является ее не только должностным лидером, но и лидером по всем остальным иерархиям. В противном случае возникает почва для конфликта интересов, который может перерасти в конфликтную ситуацию и конфликт.

В общем случае маловероятно, чтобы должностной лидер группы был лидером и во всех других областях. Следовательно, должностной лидер должен учитывать существование альтернативных иерархий, опираться на них при формировании и реализации решений, находить общий язык с их лидерами. Попытки игнорирования факта наличия других иерархий, например, могут привести к срыву работ вплоть до раскола группы и потери коллектива.

Так, поручение самой важной работы человеку на нижних ступенях неформальных иерархий мгновенно переводит его но верхние ступени одной или нескольких неформальных иерархий. Проблема заключается в том, что эти ступени обычно оказываются уже занятыми другими людьми. Естественное желание старого лидера — защитить свою позицию. Налицо конфликтная ситуация.

Информационно-эмоциональные, материально-финансовые, административно-управленческие, производственно-технологические потоки составляют важный аспект жизнедеятельности группы. Эти потоки осуществляются по привычным схемам — рутинам или каналам. Нарушение привычных потоков, например, путем изменения каналов, может привести к конфликтным ситуациям. Нарушения могут возникать вследствие:

изменения привычных маршрутов потоков;

закупорок;

искажений;

потерь;

засорения;

недостаточной активности.

избыточной активности;

временных задержек;

порочных циклов.

Межгрупповой и межкультурные конфликты

Межгрупповой конфликт возникает при нарушении координации и согласования интересов. Политика согласования интересов фирмы, подразделений и персонала способствует устранению межгрупповых конфликтов. Привязанная к приносимому результату оплата способствует укреплению морального климата.

Межкультурный конфликт возникает из-за различий в системах ценностей, традициях, стереотипах. Ознакомление с местным менталитетом, системами ценностей, традициями, верованиями — обязательно при работе в другой, не родной нам, культурной среде.

Особую опасность представляет взаимодействие с близкими к нам культурами. В этом случае, ввиду родства культур, мы может забыть о чужеродности иной культуры и ждать от партнера привычных для нас шаблонов и стереотипов, систем ценностей, менталитета. В то же время различие культур неизбежно приводит к неправильному прогнозированию поведения партнера, что чревато конфликтными ситуациями и конфликтами. Работая с человеком далекой от нас культуры, мы вынуждены обращать внимание на это различие, что приводит к поправкам на различие в культурах при формировании прогнозов.

Управление капиталом на основе операционного рычага
Процесс формирования глобальных и локальных стратегий
R&D в развитии туристского бизнеса
Понятие миссия, цели, стратегия
Рентабельность предприятия СКСТ
Кредитные риски
Мнемические процессы в управленческой деятельности
Школа научного управления Ф. Тейлора
Формирование каналов сбыта
Влияние политики на развитие туризма
Рабочее время и его использование
Конфликты и методы их решения в менеджменте