Внутренняя среда туристского бизнеса

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Внутренняя среда - совокупность субъектов, объектов, процессов, придающих компании конкретное лицо. По сути, это хозяйственный организм компании, ее структура.

Основные элементы внутренней среды организации представлены на рис.

Основные элементы внутренней среды организации


Любую организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к достижению которой стремятся все члены трудового коллектива. Основной целью работы большинства туроператоров является получение прибыли. При этом на практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель.

Компании, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми.

На практике в процессе планирования руководство организации разрабатывает цели и сообщает их сотрудникам. Однако в выработке тактических целей принимают участие все члены трудового коллектива. Процедура совместного определения цели является главным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый работник знает, к чему он должен стремиться.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда - закрепление определенной работы за специалистами. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Взаимосвязь должностей, структуры и целей.


Рис. Взаимосвязь должностей, структуры и целей.

 

Задача – это предписанная работа, часть ее или серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Задачи и технологии тесно взаимосвязаны. Выполнение задачи предполагает использование конкретной технологии.

Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей


Рис. Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

 

Люди (трудовые ресурсы) – это наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Взаимосвязь внутренних элементов организации – целей, структуры, задач, технологии и людей – показана на рис.

Взаимосвязь внутренних элементов туристского предприятия


Рис. Взаимосвязь внутренних элементов туристского предприятия

Характеристикой, отличающей внутренние факторы, воздействующие на турпредприятия, от внешних, является возможность управления и контроля за ними.

Изменения ситуации во внешней и внутренней средах находят различное отражение в блоках SWOT -анализа разных фирм.

Рассмотрим результаты анализа сильных и слабых сторон фирмы «S», возможностей и угроз для нее.

S - сильные стороны

1. Основное преимущество фирмы «S» - отношение всего персонала (от руководителей до рядового служащего) к туризму как к сложному производственному процессу, предприятию по производству и реализации турпродукта высокого качества.

2. Наличие собственных технологий (весь производственный процесс разбивается на элементарные составляющие, т. е. разрабатывается реальная схема функционирования производства, его модель, направления развития и система автоматизации. Такое технологически отлаженное производство позволяет гарантировать реальные объемы продаж).

3. Персональная ответственность каждого конкретного сотрудника за тот или иной участок работы, любовь к своему делу. 4. Наличие необходимых финансовых ресурсов (в том числе нераспределенная прибыль).

5. Умение профессионально вести конкурентную борьбу (фирме удалось добиться значительных успехов благодаря четко спланированной и отлаженной работе кадров и широкой сети агентств).

6. Полное использование производственного и маркетингового эффекта масштаба.

7. Наличие хорошо обученных, высококвалифицированных кадров (большинство сотрудников фирмы имеет немалый опыт работы в сфере туризма).

8. Эффективная реклама (издание собственных каталогов, соответствующих лучшим зарубежным аналогам, что является неотъемлемой частью работы туроператора; размещение большого объема рекламы в газетах, специализирующихся в области туризма).

W - слабые стороны

1. ПостоянныЙ рост числа фирм-конкурентов. В связи с этим фирме «S» приходится изыскивать новые пути привлечения клиентов, что ведет к дополнительным затратам.

2. Работа с большим количеством мелких агентств.

О - возможности

1. Увеличение количества региональных агентств.

2. Расширение московской сети франчайзинговых агентств и качественное преобразование региональной дилерской сети, переход от работы с большим количеством мелких агентств к сотрудничеству с агентствами, работающими стабильно и качественно.

3. Совершенствование технологий продаж, обучение кадров на семинарах, оказание помощи агентствам в развитии технической базы.

4. Предоставление широкого спектра дополнительных услуг, включающих продажу авиабилетов отечественных и иностранных авиакомпаний, оформление визовых услуг.

5. Обслуживание транзитных пассажиров, следующих через Москву, с предложением полного комплекса услуг: от традиционных встреч и проводов в аэропорту, бронирования мест в лучших гостиницах Москвы, аренды автомобилей до индивидуальной экскурсионной программы по историческим местам и музеям столицы России, посещения театров.

6. Увеличение количества реализуемых путевок в зимние периоды, повышение прибыли.

7. Предложение новинок к началу сезона (исходя из пожеланий клиентов, выявленных в процессе маркетинговых исследований).

Т-угрозы

1. Основные конкуренты фирмы, как и прежде, - крупные туроператоры.

2. Нестабильная политическая обстановка в стране в период экономических реформ.

3. Появление на рынке более сильного конкурента.

4. Неблагоприятные изменения темпов роста валют.

Технология проведения SWOT -анализа предусматривает использование разных способов предоставления информации, в том числе с помощью составления таблиц и матриц, общий вид которых приведен на рис.

С левой стороны матрицы вписываются все выявленные ранее сильные и слабые стороны, в верхней части - возможности и угрозы.

В матрице образуются четыре поля, в каждом из которых рассматриваются парные комбинации и выбираются те, которые будут применены при разработке стратегий.

Матрица SWОТ-анализа

Рис. 3.1. Матрица SWОТ-анализа

Поле 1 служит для записи стратегий, при разработке которых использовались сильные стороны фирмы для реализации возможностей, появившихся на рынке.

Поле П - для стратегий, использующих сильные стороны для устранения угроз.

Поле IП - для стратегий, минимизирующих слабые стороны фирмы при использовании возможностей ситуации.

Поле IV - для стратегий, минимизирующих слабые стороны фирмы и угрозы, появившиеся во внешней среде.

Задача SWОТ-анализа состоит в предоставлении специалисту всей необходимой информации для определения возможных стратегий и их комбинаций.

Дальнейшие действия разработчика должны состоять в сжатии объема информации, выделении наиболее существенных факторов и формулировке основных проблем фирмы.

При этом необходимо принять во внимание, что анализ макроокружения, потенциала, конкурентов, выявление сильных и слабых сторон фирмы основаны на использовании данных, отражающих настоящее и прошлое состояние. Для разработки стратегий этого недостаточно, поскольку далеко не все изменения могут быть установлены на основе экстраполяции, поэтому необходима информация о тенденциях развития рыночной ситуации. Имея прогнозы развития ситуации, а также представляя современное состояние фирмы, ее ближайшее окружение и зная способы решения текущих задач, можно выявить проблемы, с которыми она столкнется в будущем.

Оценку способности фирмы приносить прибыль на вложенный капитал не ниже заданной (уровень для сравнения задается и обосновывается в процесс е анализа) можно проводить на основе сопоставления ее издержек и издержек ее конкурентов, так как цены на готовые товары/услуги у фирмы и конкурентов известны. Для того чтобы провести сопоставление издержек, необходимо:

-   составить дерево затрат;

-   собрать информацию о затратах конкурентов;

-   провести сравнение и сделать выводы.

Точность оценки будет ограничиваться главным образом достоверностью информации о затратах конкурентов.

Оценивать конкурентный потенциал организации (возможность сохранять существующую конкурентоспособность в будущем) можно по-разному, например использовать численные оценки на базе аддитивной функции с весовыми коэффициентами, где переменные - факторы, повышающие или понижающие значение данного показателя. В качестве факторов, повышающих конкурентный потенциал, могут выступать:

-   высокая рыночная доля;

-   положительная динамика рыночной доли;

-   тщательно разработанная и последовательно реализуемая стратегия;

-   высокий рейтинг фирмы у потребителей ее продукции;

-   положительная динамика престижа;

-   принадлежность компании к выгодно позиционированной стратегической группе;

наличие необходимых финансовых ресурсов;

-   обширная номенклатура товара;

-   ценовые преимущества;

-   рентабельность, технологический уровень, инновационный потенциал, высокий профессиональный уровень сотрудников.

К факторам, понижающим конкурентный потенциал, можно отнести:

-   низкую рыночную долю;

-   отрицательную динамику рыночной доли;

-   отсутствие последовательной стратегии;

-   невысокий имидж;

-   отрицательную динамику имиджа;

-   принадлежность компании к невыгодно позиционированной стратегической группе;

-   относительно высокие удельные затраты;

-   относительно низкое качество услуг и т. д.

Процедура оценки конкурентоспособности и конкурентного потенциала зависит от состава исходной информации и выбранного метода расчета.

Проблема субстанции в философии нового времени
Социологические методы управления
Проблема материи в истории философии
Понятие рабочего времени
Определение и задачи финансового менеджмента
Понятие новации и инновации
Виды страхования финансового риска
Теории мотивации
Эластичность спроса
Эффективность управления туризмом
Организационная функция менеджмента