Внешние факторы организации

Организация, в большинстве своем, может быть представлена в виде большой и сложной социально-экономической системы, при исследовании которой требуется производить расчленение её на части, соразмерные между собой в каждом аспекте знаний.

Система – совокупность элементов, составляющих систему (для организации – её подразделений), с определенными характеристиками, взаимосвязано функционирующих в обеспечение достижения единой для всех них цели .

Поскольку каждая социально-экономическая система функционирует (существует) всегда относительно какой-то цели, то элементы её обязательно должны иметь своими целями то, что фактически является подцелями всей системы.

Любая система действует в условиях окружающей ее среды, которая фактически определяет поведение системы. Более того, система должна «вписываться» в окружающую среду (рис. 3.1).

Организация во внешней среде.

Рис.3.1. Организация во внешней среде.

Внешняя среда организации (системы) - это совокупность объектов с определенными характеристиками, функционирующих во взаимосвязи с элементами системы. По отношению к организации – это внешние объекты и факторы, оказывающие влияние на организацию, предоставляющие ресурсы организации.

Однако цели деятельности этих объектов не совпадают или только незначительно совпадают с целями организации. Внешняя среда определяет поведение системы  -  система  вынуждена «вписываться» во внешнюю среду.  Именно этим определяется жизнеспособность системы.

Чем быстрее и адекватнее система способна отреагировать на изменения внешней среды, тем она жизнеспособнее. Именно это, а не размеры или иные параметры организации, как системы, определяют ее судьбу в будущем.  Если же система оказывается неспособной вовремя и адекватно реагировать на изменения внешней среды, то она неизбежно входит в противоречие с ней и, в конце концов – «погибает». То есть перестает существовать относительно своей генеральной цели деятельности, вошедшей в противоречие с целями окружающей среды.

Среда косвенного воздействия – состоит из факторов, которые берут начало за пределами организации и обычно независимы от внутренней ситуации, сложившейся в ней.

1. Международное окружение – происходящие за рубежами страны события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Данное измерение воздействует на все остальные аспекты внешней среды. Из международной среды появляются конкуренты, покупатели, поставщики, она же формирует новые экономические, технологические и социальные тенденции.

Высококачественные и вместе с тем недорогие японские и южнокорейские автомобили навсегда изменили автомобильный рынок не только в России, но и во всем мире. Многие компании  производители используют комплектующие, поставляемые из стран с дешевой рабочей силой, таких как Китай. Сегодня каждая компания должна мыслить в международном масштабе. Менеджеры, привыкшие учитывать только  факторы внутреннего рынка должны осваивать новые международные правила. Если вы производите высококачественный продукт, то покупать его будут и в Европе и в Азии. Более того, и конкурировать вам придется с производителями различных стран.  Даже если компания не поставляет свои товары на экспорт, она обычно сталкивается с зарубежными соперниками на своем местном рынке. Международный рынок – это не только рынок сбыта, но и источник поставок. Многие хозяйства покупают качественную сельскохозяйственную технику из-за рубежа.

2. Экологическое воздействие -  участие, которое должны принимать менеджеры в поддержании экологического баланса, выражается не только в выполнении правительственных решений, но и в бережном эффективном использовании невозобновимых ресурсов – газа, нефти, угля и др. до тех пор не будут найдены либо созданы их заменители. Большое значение должно уделяться вторичному использованию ресурсов. При правильном управлении такими важными для экологии ресурсами, как лес, пашня возможны их расширение.

3. Экономическое воздействие – влияние на деятельность организации таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров и услуг в тех регионах, где она функционирует. Менеджер должен учитывать на национальном и международном уровне доступность кредитов, уровень доходов населения, уровень инфляции валют, ставку рефинансирования банков разных стран, колебания котировок акций а также смену стадий экономического цикла.

4. Политико-правовое воздействие -  ограничения в процессе принятия решений, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок. Включает в себя федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установления контроля над действиями компаний. Это налагает на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, антимонопольного законодательства, налоговых программ, установления минимального уровня заработной платы, административного воздействия и др. Политические условия зависят от общей стабильности стран, на территории которых действует организация, а также от отношения к сфере бизнеса со стороны правительства. Менеджеры должны стараться предвидеть серьезные политические изменения в государствах, в которых работают их организации.

Менеджерам необходимо учитывать и существование разнообразных групп влияния, представители которых тесно связаны с законодательными или политическими кругами и заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за социально приемлемые рамки. Наибольшую известность получили борцы с курением, за безопасность автомобилей, авиаперелетов, экологическое движение.

5. Социально-культурное измерение –  образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населения страны в которой оперирует организация. Влияет на то, как потребители примут товар, и какой товар они хотели бы принять. Социально-культурные рамки также определяют восприятие рекламы.  Демографический прогноз - позволяет предсказывать подъем и упадок деловой активности. Это анализ демографических данных с целью определения тенденций, которые будут преобладать в будущем, т.е. изменения численности мужчин и женщин, продолжительности жизни, среднего возраста населения, прироста населения, реальных доходов семьи, образовательного уровня населения, уровня занятости населения и др.

Демографические исследования – мощный источник информации для составления прогнозных проектов при оценке различных факторов, который могут повлиять на производство.

Например, к числу современных влияющих на многие компании тенденций можно отнести негативное отношение к курению, стремление людей к потреблению экологически чистых продуктов с пониженным содержанием холестерина и без генетически модифицированных составляющих.

6. Технологическое воздействие – включает в себя научные и технологические инновации в отдельной отрасли и в обществе в целом. Технологические инновации – это развитие новых методов, процессов, продуктов,  технологий на научной основе.

В последние десятилетия наиболее значимыми инновациями отличается компьютерная  и телекоммуникационная отрасли. Мы живем во времена постоянных изменений технологий. Информационные устройства становятся мощнее и миниатюрнее. В микрочипе поздравительной открытки, воспроизводящей мелодию «HappyBirthday» (с днем рождения) сконцентрированы большие возможности для обработки информации, чем обладал весь мир в 1950 году. Сегодня миллионы людей работают с персональными компьютерами и мобильными телефонами в офисах и дома, а сами компьютеры объединяются в корпоративные сети и интернет. Большой объем набирает производство биотоплива.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые действуют на организацию в процессе ее работы.

 1. Конкурентная позиция – изучение дела фирм конкурентов с целью правильно оценить собственную позицию на рынке. Данные, которые могут быть собраны и оценены по основным конкурентам – доля на рынке, объем выпуска продукции, эффективность продаж, основные преимущества товаров, уровень цен, эффективность рекламы, качество продукции, уровень квалификации персонала и общий имидж.

2. Потребители – изучение моделей потребительского спроса. Организация существует для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Именно клиент потребляет продукцию или услуги, производимые организацией. Т.о. потребители несут в себе потенциальную неопределенность для организации – их вкусы меняются, им может разонравится продукция или услуга организации.  При создании портрета потребителя используются четыре основных типа информации: географический, демографический, психографический, поведенческий.

Необходимо определить границы географического района, в котором есть или могут быть ваши покупатели. Географическое расположение определяется национальными, религиозными, сельскими, городскими границами, плотностью населения, климатом. Почти каждый товар или услуга обладают определенными качествами, делающими его более привлекательными для жителей определенного района.

Демографические переменные – факторы, используемые для дифференциации (разделения)  групп потребителей: возраст, пол, размер семьи, доход, религия, образование, национальность, социальный класс.

Психографические  переменные - это уровень общительности, автономность, лидерство и амбициозность потребителей.

Поведенческие переменные – уровень потребления, верность торговой марке, предпочтения потребителей.

3. Правительственное воздействие – защита интересов фирмы во властных структурах. С целью защиты своих интересов производители могут объединяться в отраслевые союзы, которые представляют их интересы на разных уровнях власти федеральном и региональном. В парламенте они могут добиваться более выгодных производственных, экономических и налоговых условий для своих отраслей. В развитых странах эта система позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям добиваться квот,  дотаций и компенсаций со стороны правительства на производимую ими продукцию.

4. Трудовые ресурсы – способность организации привлечь и сохранить служащих важная стадия успешной деятельности.

Деловая репутация работодателя – фирма, которая действует в регионе несколько лет, заинтересована в благосостоянии своих служащих, пользуется уважением с большей вероятностью сможет привлечь и удержать ценных работников.

Местный уровень занятости – в зависимости от того, как развит деловой район, предложение обученного и опытного персонала может существенно меняться.

5. Заинтересованные лица - влиятельные люди и группы, которые заинтересованы в деятельности предприятия. В эти группы включают тех, кто оказывает влияние на менеджера.

- Общество в целом – оно требует,  чтобы организация принимала участие и делала вклад  в общественную жизнь, выделяла солидную часть средств на поддержку правительства, назначала стабильные цены на продукцию и услуги, разрабатывала технологии в своей отрасли бизнеса, вела себя законно и этично.

- Местная общественность – заинтересована в том, чтобы организация обеспечивала постоянную занятость и твердую оплату труда, поддерживало местное правительство, принимала участие в благотворительных и культурных акциях.

- Акционеры – они требуют участия в распределении прибыли, дополнительных преимуществ при ликвидации фирмы, имеют право голосовать своими акциями на ежегодных собраниях съездах акционеров, перемещать акции, участвовать в выборах и выдвигать кандидатов в совет директоров.

- Профсоюзы – добиваются признания в качестве полноправного участника организации.

6. Поставщики и кредиторы - крепкие и надежные отношения между организацией, поставщиками и кредиторами необходимое условие производственной деятельности. Успех компании зависит от источников финансовой поддержки, услуг, материалов и оборудования.  Менеджменту необходимо обеспечить уверенность поставщиков и кредиторов, что они не потеряют свои инвестиции в организацию.

Методы ценообразования
Лидерство и власть в менеджменте
Сетевое планирование и управление
Этапы проектирования кадровой политики
Эволюция менеджмента качества
Цель деловой оценки персонала
Психологические особенности управленческой деятельности
Особенности малых фирм
Банковские карты
Затратный подход к оценке бизнеса