Внешнеэкономические риски при международных перевозках

С развитием рыночных отношений в России была ликвидирована монополия государства на внешнеторговые операции и на право осуществления международных перевозок. Резко увеличилось число участников внешнеторговой деятельности, это вызвало большой спрос на международные перевозки. Усиление конкуренции на рынке транспортных услуг сопровождается возросшим риском проведения внешнеэкономических операций.

Увеличение в структуре внешней торговли удельного веса дорогостоящих, скоропортящихся грузов предъявляет повышенные требования к качеству транспортировки. Важнейшими показателями становятся: скорость доставки, сохранность груза, специализация транспортных средств, своевременное информирование о местонахождении груза.

Этим требованиям в полной мере отвечает автомобильный транспорт. Именно поэтому, за последние 15 лет объемы грузов, перевозимых автомобильным транспортом в Европе, практически удвоились, на других видах транспорта также прослеживается тенденция к росту, но в меньшей степени.

Как известно, международные грузоперевозки – это деятельность, связанная с определённой долей риска.

Риски международных перевозок – это совокупность факторов, угрожающих процессу международных перевозок и способных отрицательно повлиять на их экономический результат.

При международных перевозках риски могут модифицироваться и значительно усиливаться под воздействием зарубежной среды, а также возникают дополнительные риски, обусловленные особенностями политической, экономической и социальной ситуации в странах, по территории которых осуществляется перевозка, – это внешнеэкономические риски.

Таким образом, внешнеэкономические риски при осуществлении международных перевозок пассажиров и грузов включают в себя несколько разновидностей риска, которые отражают угрозы перевозочному процессу и способны повлиять на экономический результат деятельности транспортного предприятия:

1)     хозяйственно-правовые риски – связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, в т. ч. в налоговом и таможенном законодательстве;

2)     страновые риски   –  связаны с выбором страны, в которую осуществляются перевозки. Они обусловлены сложившейся геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства в данной стране. Наличие политической нестабильности, возможность военной конфронтации, кризисная ситуация в экономике, большие курсовые потери от падения или повышения курса валюты платежа, возможные ограничения на конвертирование местной валюты, разрыв контракта из-за действий властей страны повышают риск внешнеэкономических операций. Страновые риски возникают по причинам, непосредственно не зависящим от действий хозяйствующих субъектов;

3)     риски совершения противоправных действий – связаны с:

  ·  морским пиратством (оно причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море и реках, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к pocтy. Особенно активно пираты действуют в южных районах Тихого океана, где нападения совершаются даже флотилиями быстроходных катеров, экипажи которых имеют автоматы, пулеметы и даже пушки. Они совершают нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры. Практике известны случаи, когда нападениям морских разбойников подвергались океанские лайнеры, имеющие на борту по 600 и более человек экипажа и пассажиров. Россия имеет выход к трем океанам и 14 морям, а ее береговая линия превышает 100 тысяч километров. Поэтому не исключена возможность, что российские суда станут объектами пиратских нападений.);

  ·  угоном воздушного судна с пассажирами в качестве заложников;

  ·  остановкой автобуса или автомобиля преступниками в форме работников правоохранительных органов (особенно в Польше, Италии), остановкой автобуса для отдыха водителя и пассажиров в неохраняемом месте; поломкой автобуса или автомобиля, во время устранения которой  водитель и пассажиры становятся объектом нападения преступников,

  ·  блокировкой автомобиля на ходу, стрельбой по колесам и др.

  ·  деятельностью «акробатов», проникающих на малой скорости в автомобиль и сбрасывающих коробки с грузом и др.

4)     собственно международные риски –  связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле.

Наконец, в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1)     риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2)     риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов; 4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка; 5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен; 6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли; 7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности большая роль принадлежит разработке маркетинговой стратегии транспортного предприятия. Возникающие при этом маркетинговые риски связаны с неполнотой и необъективностью собранной информации о состоянии конъюнктуры рынка – конкурентов, поставщиков, клиентуры, с просчетами в анализе рынка, а также с ошибками в выборе партнеров. Маркетинговые риски проявляются  в полной или частичной потере ниши рынка.

Для снижения величины внешнеэкономических рисков применяются:

·   планирование маршрутов (составление наиболее безопасных маршрутов, выбор оптимального временного интервала для перевозки и др.);

·   мониторинг транспортных средств  (оперативный контроль передвижения объектов и обмен сообщениями с диспетчерским центром);

·   анализ и управление передвижением транспортных средств (сопоставление плана с фактическим графиком движения и реорганизация маршрутов при возникновении внештатных ситуаций);

·  обработка статистических данных (расчет параметров и анализ работы транспортных средств);

·   обучение участников транспортного процесса антирисковому стилю поведения;

·   страховая защита перевозок грузов и пассажиров.

Сущность основных законов организации
Классификация стимулов трудового поведения
Тейлор основатель современного менеджмента
Метод согласования кластеризованных ранжировок
Понятие туристского региона
Измерение экономической эффективности туризма
Заработная плата как вознаграждение за труд
Концепция Ф. Герцберга
Характеристика стратегического управления
Механизм внедрения этических принципов
Связующие (фоновые) функции в менеджменте
Маркетинг инноваций
Классификация методов управления