Влияние факторов внешней среды на работу предприятия

Некоторые факторы прямого воздействия:

Поставщики .

 Если организация ведет дела с одним поставщиком, то она попадает в зависимость от него. Производители пива, например, заключают контракты с несколькими производителями упаковки, чтобы обеспечить свою безопасность на случай забастовки или производственных трудностей у поставщика. Запасы связывают деньги, но их отсутствие угрожает остановкой производства. Японцы умеют обходиться почти без запасов; они считают, что то, что необходимо для следующего этапа производственного процесса, должно доставляться по принципу «точно в срок» (система Канбан). Такая система требует поставщиков, в высшей степени тесно связанных с производителем.

 Источники трудовых ресурсов должны быть адекватны потребностям организаций не только по численности, но и по специальности и квалификации. Развитие ряда отраслей сдерживается нехваткой нужных специалистов.  Конкуренция вынудила ряд компаний искать менее дорогую рабочую силу в других странах. Например, компания «Америкен Эйрлайнз» обрабатывает информацию о своих пассажирах (дата, рейсы, пункты, класс и пр.) на острове Барбадос (Карибский бассейн), куда авиабилеты привозят самолетом. В США работник, занимающийся вводом данных, получает 300-500 долл./нед., а на Барбадосе – всего 50. Поэтому даже с учетом расходов на перевозку билетов и обратную передачу данных на центральную ЭВМ через спутник, компания вдвое сократила расходы по вводу данных.

Также переводят в Индию, Бразилию, Филиппины и другие страны, инженерные расчеты, строительное проектирование и т.д. потому, что там рабочая сила вчетверо дешевле. Телесвязь и компьютерные технологии делают возможной совместную работу коллег в разных местах земного шара.

Законы и государственные органы влияют на организации напрямую. В рыночной экономике любые стороны бизнеса находятся под действием многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь либо частным предприятием, либо обществом (товариществом), ассоциацией и т. д. Именно это определяет, как она ведет свои дела и какие налоги платит. Право выдавать и отменять лицензии на некоторые виды деятельности, а также контролировать эту деятельность – все это дает государству серьезную власть над бизнесом.

 Потребители .

Разделяемая многими точка зрения известного специалиста П. Друкера гласит: «единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя». Успех организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Менее очевидно, но также бесспорно, что некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей, (правительство страны существует только для обслуживания потребностей своих граждан) – особенно это видно в период выборов.

Конкуренты – это внешний фактор, значимость которого неоспорима. Если уступать в эффективности конкурентам, то долго на плаву не продержишься. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют требуемое качество продукции и цены. Реакцией на конкуренцию определяются такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда, характер отношений руководителей с подчиненными.

Среда косвенного воздействия обычно не столь заметно влияет на действия организации, она сложнее среды прямого воздействия. Попытки руководства спрогнозировать ее последствия опираются на предположения.

 Внешние факторы косвенного действия:

Технология – это одновременно внутренний и внешний фактор. Скорость технологических изменений объясняется, например, тем, что сейчас на земле живет больше ученых, чем за всю прежнюю историю. Глубоко внедрились на рынок наукоемкие технологии, такие как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводники и микропроцессоры, системы связи, робототехника, генная инженерия и т. д. Предприятия с высокими технологиями должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать новации.

Состояние экономики влияет на цены товаров и емкость рынка. Если прогнозируется инфляция, то фирме желательно увеличение запасов ресурсов и фиксация оплаты труда рабочих, чтобы сдержать будущий рост издержек, желательно также сделать заем (отдавать дешевыми деньгами). Если прогнозируется сокращение сбыта продукции, то следует уменьшить ее запасы, сократить часть работников, отложить на потом расширение производства.

Правительство может стимулировать бизнес, снижая налоги, так как это увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости. Интересно, что конкретное состояние экономики по-разному влияет на разные ее секторы. Например, в США во время кризиса процветала киноиндустрия. Даже внутри одной отрасли: розничная торговля при экономическом спаде страдает, а магазины в богатых районах города могут ничего не почувствовать.

Колебания валютного курса могут стать причиной быстрого обретения (или потери) крупными фирмами громадных состояний.

Социокультурные факторы (установки, жизненные ценности и традиции) также влияют на деятельность организаций. В каждой стране имеются свои представления об этике бизнеса. Например, в США считаются аморальным и противозаконным: дача взятки для получения нужного контракта или политической поддержки, выдвижение фаворитов вместо компетентных лиц, распространение порочащих конкурента слухов и т.д. В то же время в ряде других стран подобные действия считаются нормой и приняты на вооружение менеджерами, то есть, социокультурная среда там иная. Менталитет народа, в среде которого действует предприятие (mental – дух, духовность, темперамент, обычаи), формирует то, что люди называют «честной практикой» менеджера. Иногда Социокультурные факторы напрямую влияют на продукцию фирмы. Например, растущее осознание важности спорта и правильного питания привело к быстрому распространению спортивных кроссовок, витаминных добавок, центров избавления от лишнего веса, и т.д.

Факторы международного бизнеса существенны для организаций, действующих на международном уровне, и довольно сложны. Распространенная ошибка руководителей – предположение о сходстве деловой практики дома и за границей.

Например, косметическая фирма «Макс Фактор» потерпела неудачу, проникая на японский рынок: потребление духов здесь незначительно; считается, что кремы для загара (и сам загар) уродуют человека; экстракты для ванн ни в отелях, ни в банях не используются.

Фирма «Кэмпбелл Суп» понесла потери в продвижении растворимых супов на бразильский рынок. Оказалось, что бразильские хозяйки теряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, – налить воды в кастрюлю.

Корпорация «Сирс» перед открытием розничных магазинов в Испании выяснила некоторые тонкости испанского менталитета в отличие от американского. Дело в том, что многие испанцы считают покупку товаров в кредит признаком неплатежеспособности, что для них недопустимо и стыдно. Поэтому «Сирс» отказался от продажи своих товаров в Испании в кредит.

 Факторы международной среды . Руководитель организации должен научиться понимать факторы среды, куда надо продвинуть свою продукцию и услуги. Считать, что среда другой страны аналогична своей, – порой опасное заблуждение. Особенности разных культур:

- США – индивидуализм, материализм, ценность времени;

- Япония, Китай – группа важнее индивида. Ценно подчинение и сотрудничество;

- Латинская Америка, Саудовская Аравия – принято сначала побеседовать на темы, не относящиеся к делу, только потом сосредоточиться на истинной цели встречи.

Американцы зациклены на времени, а восточная культура рассматривает время как нечто без начала и конца. Так, восточные бизнесмены часто небрежны в отношении времени встреч, что выводит из себя американцев, немцев и швейцарцев. Во многих странах совещания начинаются с продолжительного общения, чашки кофе или чая. Человеку, негодующему из-за «потери времени», надо знать, что во время этих, вроде бесцельных, разговоров происходят важные сдвиги в установлении взаимопонимания и доверия, что очень существенно для последующего ведения дел.

Мотивация как функция управления
Методы профилактики стресса
Системы мотивации персонала в Европейской модели менеджмента
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды
Методы оценки конкурентоспособности продукции
Качественные методы оценки персонала
Налог на добавленную стоимость
Коммуникационные сети
Экологические аспекты
Поколенческие типы управляющих систем и типажный выбор
Организация управления рисками в коммерческом банке
Бюджет предприятия
Сущность профессионального развития персонала