Влияние параметров группы на процесс лидерства

Динамика процесса лидерства не отделима от проблемы развития группы.

Уровень развития группы (А. В. Петровский. Теория деятельности опосредования межличностных отношений) можно определить при помощи двух основных критериев:

1.   Наличие (или отсутствие) межличностных отношений , опосредованных содержанием групповой деятельности. Этот критерий дает возможность отделить диффузные группы от более высокоразвитых групп;

2.   Общественная значимость групповой деятельности позволяет вычленить коллектив среди других высокоразвитых групп, поскольку в коллективе взаимодействие и взаимоотношения людей опосредовано реальным содержанием социальной деятельности, выступающей в качестве определяющей.

Следует, однако, помнить, что в подростковом и юношеском возрасте активизируется ценностно-ориентированная деятельность: познание собственных качеств, усвоение новых знаний, важность отношений со сверстниками и значимыми взрослыми, стремление строить свое поведение на основе сознательно выбранных или усвоенных норм и критериев. Поэтому принцип опосредования межличностных отношений приобретает несколько иной акцент.

Другой подход к проблеме развития группы был предложен Л. И. Уманским. Рассматривая процесс группового развития он выделяет и характеризует стадии развития группы, придерживаясь классификации К. К. Платонова (группы-ассоциации, группы-корпорации и коллективы). Л. И. Уманский предлагает выделять такие стадии группового развития:

1.   группа-конгломерат;

2.   номинальная группа;

3.   группа-ассоциация;

4.   группа-кооперация;

5.   группа-автономия;

6.   коллектив.

Коллектив Л. И. Уманский определяет как высший уровень развития реальной контактной группы, отличающейся интегративным единством ценностно-интеграционной направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникабельности.

В более развитых коллективах создается определенный эмоциональный настрой, при котором происходят некоторые изменения в сфере межличностного общения: возрастает взаимное доверие в области внутренних переживаний, ослабевает самоконтроль, устанавливается естественность и непринужденность общения. В такой атмосфере ребята охотнее принимают более высокие жизненные эталоны, носителем которых для них выступает лидер.

С позиции ролевой дифференциации лидерства (инструментальный и экспрессивный лидер) можно утверждать, что в группах более высокого уровня развития наблюдается выраженная тенденция сближения эмоциональной и деловой структур лидерства и появление универсальных лидеров (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Зависимость ролевой дифференциации лидерства от уровня развития группы

 

Стадии развития коллектива

Стиль лидерства

Доминирующий тип лидерства

Начало формирования коллектива Авторитарный Чаще инструментальный, или деловой
Сформированный коллектив Демократический Универсальный

При формировании детского коллектива следует учитывать выявленные в работах Г. Стенфорда, А. Роарка характерные для группы подростков следующие стадии развития:

1. Ориентация. Образование диад, вожатый или педагог – основной авторитет.

2. Формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимого уровня дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее.

 Основные задачи педагога-организатора программы «Лидер» на этом этапе развития группы:

 1-организовать деятельность, выдвигающую лидеров;

2-обеспечить ситуацию, в которой выдвинутся в лидеры ребята с наиболее высокими  морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива.

3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все  проблемы самостоятельно, без помощи взрослого.

4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности.

5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.

6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм.

7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникают высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликта. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему.

Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» на промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта. В значительной мере это зависит от взрослого.

Модель менеджмента в Германии
Классификация затрат и расходов предприятия
Организация кредитования физических лиц банками
Основные реквизиты документа
Диверсификация производства
Определение зарплаты менеджеров
Характеристика мотивации
Содержание финансового менеджмента
Модели менеджмента
Понятия в области инновационной деятельности
Контроль документации
Понятие плана и его виды