Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия

При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.

Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия по следующим направлениям:

– увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.);

– увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);

– увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

Смягчение условий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита для потребителей. Широкое распространение в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициенты инкассации – доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку в днях: 0-30; 31–60; 61–90; 91-120; свыше 120. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва денежных средств.

 Управление дебиторской задолженностью

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита, предоставляемого покупателям. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше денежных средств, инвестированных в дебиторскую задолженность, и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей.

С другой стороны, если условия кредита слишком мягкие, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и затраты, связанные с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует увеличить, когда необходимо избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и желательно получить рейтинговую информацию о покупателе от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высокорискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Необходимо также классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать штрафами просроченные платежи.

Одними из наиболее популярных методов снижения риска невозврата дебиторской задолженности являются страхование кредитов и использование услуг факторинга. При принятии решения о страховании кредита необходимо оценить ожидаемые средние потери от безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Использование услуг факторинга подразумевает анализ тех же факторов, что и при принятии решения о страховании кредита.

 Система контроля дебиторской задолженности

Система контроля дебиторской задолженности включает следующие разделы:

– анализ дебиторов;

– анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

– контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

– разработку внутрифирменного положения о политике авансовых расчетов и порядке предоставления коммерческих кредитов;

– порядок страхования дебиторской задолженности и использование факторинга.

Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий работы по факторингу. Анализ основных показателей деятельности дебитора может привести к выводу о целесообразности продажи продукции только на условиях предоплаты или, наоборот, – о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т. п.

Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Также большое значение имеет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, а также оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей – это характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности системы финансового менеджмента на предприятии. На нормально функционирующем предприятии существует определенный баланс между величинами дебиторской и кредиторской задолженностей.

Использование услуг факторинга подразумевает проведение финансовой комиссионной операции, при которой предприятие переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, а также получения гарантии полного погашения задолженности и снижения расходов по ведению счетов.

 Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами

В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и количества дебиторов анализ уровня дебиторской задолженности можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.

Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

1. Задается критический уровень дебиторской задолженности. Все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из простейших является n-процентный тест (так, при n = 10 % проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например, по времени возникновения обязательства).

Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т. п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.

4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Например, существенным может считаться отклонение, превышающее 10 % между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами. Если отклонение варьирует от 5 до 10 %, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5 %-го уровня, признается несущественным.

Правовой режим использования земель
Общественное сознание
Повышение эффективности риск-менеджмента
Этапы проектирования оргструктур на транспорте
Функции туроператора
Средневековая философия
Понятие группового конфликта и его виды
Формирование бюджета капитальных вложений
Характеристика маркетингового центра
Методы управленческого воздействия
Принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности
Классификация инвестиций
Информационный ресурс АФХФ
Специфика оценки персонала