Измерение деятельности по управлению персоналом

Традиционно деятельность по управлению персоналом оценивалась довольно смутно и субъективно. Это имело место по двум причинам: первая - задавались неправильные вопросы, вторая - менеджментом было принято утверждение, что  невозможно применять количественные методы к действиям, которые принципиально рассматриваются с качественной точки зрения.

Два известнейших авторитета 1980-х гг. в области менеджмента, Питер Дракер и У. Эдвардс Деминг, жестко выступали за развитие навыков измерения как природной способности менеджера.

Базисные принципы. Применение количественных методов к управлению людскими ресурсами  привело к осознанию того множества основных базисных принципов, которые являются решающими для успеха измерительно-оценочной системы. Они основываются на опыте менеджеров организаций различных типов и размеров:

1. Продуктивность и эффективность любой функции может быть измерена через некоторую комбинацию затратного временного, количественного и качественного показателей - индексов.

2. Измерительно-оценочная система улучшает производительность, поскольку фокусирует внимание на важных вопросах, задачах и целях.

3. Профессионалов и работников умственного труда лучше всего подвергать оценке как группу.

5. Главным критерием является эффективность, а не эффектность.

4. Менеджеры могут оцениваться, опираясь на эффективность структур, которые они возглавляют. Природа

Построение измерительной системы. Первой проблемой, с которой сталкиваются при построении измерительной системы, является очевидная сложность имеющей место деятельности, отсутствие, на первый взгляд, возможности решить задачу дифференциации переменных.

Существует лишь четыре класса переменных, которые могут быть введены в измерительную систему. А именно:

Люди - субъекты, описываемые через их роль в организации, например, аптекари, клерки, аналитики по компенсациям, преподаватели, рекрутеры, занимающиеся набором, менеджеры;

Вещи - физические объекты, например, оборудование, бумаги, официальные формы, удобства и запасы;

Процессы - люди,  делающие что-либо с вещами или вместе с другими людьми, например, интервью, обучение, расписание, консультация;

Результаты - то, что получено в ходе взаимодействия людей, вещей и процессов.

Все имеющее отношение к управлению персоналом, имеющее связь с деятельностью менеджеров, имеет ли она место внутри или вне организации, может быть отнесено к одной из четырех категорий.

Следующая ступень - перечислить все переменные внутри каждой категории, которые кто-либо может захотеть каким-либо способом измерить. Затем  необходимо последовательно сравнить переменные друг с другом, пока не станет очевидной их связь,  которая может быть выражена в терминах издержек времени,  количества (объем, частота) или качества.

Результат - зависимая переменная. Примерами некоторых типичных  зависимых переменных, часто именуемых мерами эффективности управления персоналом, являются следующие: норма прогулов, часы в расчете на каждого обучаемого; средние издержки на вновь принятого работника; часы консультаций на одну тему; произведенные протокольные или отчетные записи в расчете на одного клерка и т.д.

После того как выбраны зависимые переменные для включения в измерительную систему, требуется построить уравнение для выполнения измерения.

Оценка эффективности функционирования кадровых служб

Оценка деятельности кадровых служб - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия.

Критерии оценки могут быть сгруппированы следующим образом.

1. Собственно экономическая эффективность:

а) показатели эффективности (отношение стоимости рабочей силы к полученному результату);

б) стоимость оцениваемой программы на одного работника.

2. Степень удовлетворенности работников:

а) удовлетворенность работников деятельностью службы (например, обучением, оплатой, премиальными, служебным продвижением);

б) удовлетворенность работника своей работой.

3. Косвенные показатели эффективности работы служащих:

а) текучесть кадров;

б) прогулы - количество самовольных невыходов на работу;

в) брак (например, по причине плохого качества продукции);

г) прочие показатели качества труда;

д) частота заявок о переводе на другие работы;

е) количество жалоб;

ж) безопасность труда и количество несчастных случаев.

Каждый перечисленный показатель и их комбинация в целом выражают эффективность соответствующих мер. Для оценки достаточности достигаемых результатов их сопоставляют с заранее заданными целями. Например:

- уменьшить трудовые издержки на 3%;

- снизить прогулы на 2%;

- повысить индекс удовлетворенности на 5% в сравнении с прошлым годом (по результатам опроса мнений работников).

кадров - результат ухода одних работников и прихода других на работу в организацию.

Текучесть

Прогул - это самовольный невыход на работу.

Недовольство - это выражение в устной форме  неудовлетворенности или критика со стороны работника менеджеру.

Жалоба - это недовольство, представленное в формальном виде и письменной форме руководству или представителю профсоюза.

Анализ мнений работников. Одним из способов оценки работы служб управления персоналом может быть анализ мнений работников. Такие мнения обобщаются письменно с помощью анкет (обычно в анонимной форме) для выражения реакции работников на кадровую политику работодателя, характеристики работы и т.д.

Оценка согласно ответам на вопросник. При этом подходе отдел или работник по управлению персоналом составляет вопросник (список важнейших видов кадровой деятельности, которые должны выполняться). Вопросник включает пункты, определяющие, выполняются ли существующие кадровые предписания и политика предприятия. Пункты списка обычно группируются по направлениям кадровой деятельности, таким, как планирование найма, безопасность и т.п.

Научный подход к методам оценки деятельности служб управления персоналом включает четыре стадии исследования:

1. Наблюдение ситуаций и фактов реального мира;

2. Объяснение ситуаций и фактов с использованием метода индукции;

3. Гипотезы, прогнозы и предсказания по результатам анализа ситуаций и фактов;

4. Проверка гипотез и прогнозов с использованием специальных  математических и экспериментальных методов.

Статистический подход к оценке. Наиболее часто используемыми формальными оценочными методами являются те, которые базируются на  статистических данных и подвергают их анализу. Статистический подход может быть значительно более изощренным, чем “вопросник”. Полученные статистические данные сравниваются с прошлыми данными по этому же подразделению или с каким-либо еще объектом сравнения.