Государственное антимонопольное регулирование

Монополия (от моно – один и греч. pōléō - продаю) – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Со стороны спроса аналогом монополии будет монопсония. Монопсония – это такое положение на рынке, когда существует только один покупатель на товар.

Чистая монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.

Причины возникновения монополий:

-     Крупные научно-технические открытия;

-     Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.

-     Появление новых форм собственности, особенно акционерных.

Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Существует три вида монополий:

-    Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;

-    Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;

- Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.

Мировая практика антимонопольного регулирования.

Уже с самого чала ХХ столетия многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства начинают принимать антимонопольные законы. Из разряда первых – закон Шермана (США) – 1898 год. Второй – закон Клейтона (США) – 1914 год.

Цели которые ставит перед собой антимонопольная политика:

1.  Сдерживание, или предупреждение монопольных цен.

2.  Предупреждение дефицитности производства.

3.  Попытка перераспределения монопольного богатства.

4.  Децентрализация экономических ресурсов в обществе.

Современное антимонопольное законодательство (мировое) имеет 2 принципиальных направления: первое связано с запрещением некоторых видов деятельности фирм; второе связано с регулированием преимущественно структуры отрасли (или отраслей) через попытки расформировать, если чересчур огромное монополистическое объединение, либо не допустить слияния крупных монополий.

Сегодня можно говорить о двух типах антимонопольного законодательства:

·   Американский тип. Отвергает любую форму монополистического сговора или союза, если ставится цель монополизации рынка.

·   Западно-европейский тип. Более либеральный. В нем объектом противодействия выступают не любые монополии, а лишь те из них, которые ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

Выделяют антитрестовскую и анти картельную направленность законодательства. Антитрестовские направлены на противодействие таких объединений в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в такой союз фирм.

Антикартельные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа. Предметом сговора выступает раздел рынка сбыта по потребителям или районам.

Их (законов) плюсы заключаются в том что они стимулируют конкуренцию, способствуют диверсификации капиталов и производства, помогают фирмам осваивать новые сегменты рынков.

Особенности монополии в Российской экономике.

Монополии сейчас имеют место быть в хозяйстве большинства стран мира, но главной особенностью монополизации российского рынка является то, что эта монополизация сложилась в России в результате наследования государственного монополизма социалистической экономики. В бывшем ССР своеобразной монополией выступала командная экономика которая была построена на всеобъемлющем ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов. Такая монополия не допускала конкуренции ни в одной своей части. Часто удовлетворение потребностей всей страны в определенном продукте поручалось 1-2 крупным предприятиям.  Причины:

-     Желание использовать большой масштаб производства, которое само по себе дает положительный эффект.

-     Удобство централизованного планирования, управления крупными предприятиями.

В итоге советские монополисты были узко специализированны, а самой советской экономике была свойственна непропорциональная доля крупных и крупнейших предприятий. И в экономике очень маленький удельный вес мелких и средних предприятий.

Стоимостные показатели (уровень издержек, прибыль) не являлись главными для советских предприятий. Позиции монополистов, в условиях советской экономики, постоянно укреплялись дефицитностью нашей экономики. Советская экономика была изолирована от внешнего мира и позиции монополистов были защищены от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдало качество продукции советских предприятий, ее новизна.

В результате рыночных реформ в России монополистические тенденции резко усилились. Это происходило из-за распада СССР и ослабления экономической связи, как в пределах СССР, так и в пределах Совета Экономической Взаимопомощи. К прежним монополиям добавились новые. Уже в начале 90-ых годов стало ясно, что нужно принимать антимонопольные законы.

Российская антимонопольная политика имеет несколько начал:

1.  Стимулирование предпринимательской деятельности.

2.  Развитие конкурентных начал.

3.  Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Специфика Российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования из деятельности. Так в других странах монополии появились когда уже существовали рыночные отношения и государство, что бы воспрепятствовать удушению конкуренции стало вводить ограничительные нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось уже при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Проблемы которые достались Российской экономике от СССР, и особенно проблема по преодолению монополизма, являются очень серьезными.

Закон РФ, который является первым нормативным актом направленным на развитие конкуренции: «О конкуренции и ограничению монополистической деятельности на товарных рынках», принят 22 марта в 1991 году. 25 мая 1995 года вступают в силу изменения и дополнения к этому закону. В них были определены понятия монопольно высокой и монопольной низкой цены, объяснялось такое понятие как доминирующее положение хозяйственного субъекта на рынке. В частности для такого субъекта доля его на рынке составляет 65% и более, а в отдельных случаях достаточно и 35%.

Против монополистической деятельности направлен реестр хозяйствующих субъектов имеющихся на рынке, и за которыми значится товары более 35% на рынке.

Таким предприятиям государство дает официальное разрешение на монополию, но эти предприятия в конце каждого года представляют сведения о своей работе – ассортимент, цены и т.д.

В настоящее время действует комитет по антимонопольной политике. В 1999 году было создано министерство по антимонопольной политике.