Глоссарий по маркетингу

АВИАРЕКЛАМА — распространение и демонстрация рекламных обращений при помощи самолетов, вертолетов, воздушных шаров, аэростатов. Как прием А. используется разбрасывание с летательных аппаратов листовок, сувениров и т.п. над стадионами, пляжами, многолюдными площадями и т.д. Как правило, адресатов достигает только четверть распространяемых таким образом рекламоносителей.

АВТОРСКОЕ ПРАВО — исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или художественного произведения. А. П. распространяется в развитых странах и на рекламную продукцию.

АГЕНТ — лицо, действующее но поручению кого-либо; посредник или партнер. Рекламный А. — лицо, представляющее рекламное агентство и осуществляющее от его имени контакты с другими организациями.

АГЕНТСТВО РЕКЛАМНОЕ - профессиональная организация, предоставляющая своим клиентам полный или ограниченный объем услуг по планированию и организации рекламы, по поручению и за средства рекламодателя.

АДРЕСНЫЙ КАТАЛОГ — информационное печатное издание, которое содержит полные списки фирм (работников, потребителей и т.п.) одной или нескольких отраслей экономики по всей стране или в конкретном регионе. Используется при организации кампаний прямого маркетинга.

АИДА (АГОА) — одна из самых старых распространенных моделей рекламного обращения. Аббревиатура английских слов; внимание, интерес, желание, действие. Предложена Э. Левисом в 1896 году (США). В настоящее время имеет ограниченное применение.

АНКЕТА — один из основных инструментов сбора первичной информации в рекламном исследовании. А. представляет собой перечень вопросов, ответы на которые могут быть стандартными (варианты ответов приводятся в анкете) или произвольными (открытые вопросы).

АНТРЕФИЛЕ —маленькая статья или заметка в газете.

Распространена в практике паблик рилейшнз (в т.ч. паблисити) для передачи информации о фирме, выставке, ярмарке и т.п. Обычно не имеет ни заголовка, ни подписи.

АНТРОПОМОРФИЗМ (в рекламе) — метод представления товара, при котором ему

черты. Часто используется в рекламе товаров для детей и подростков, а также в рекламе пищевых продуктов. А. обычно используется в случаях, когда индивидуальные свойства товара выделены слабо, и товар мало отличается от конкурирующих с ним.

АРБИТРОН — приставка к телевизору дляя фиксирования каналов, телепрограммы которых просматриваются, а также времени просмотра. Используется в рекламных исследованиях.

АРХИВ РЕКЛАМНЫХ СРЕДСТВ организуется в исследовательских отделах рекламных агентств, сохраняет подобранную по отдельным темам, каналам и заказчикам рекламную продукцию агентства и конкурирующих фирм, тематический фотоархив, каталоги товарных знаков и рекламных лозунгов.

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ — один из приемов исследования в рекламной психологии. А. Т. выявляет ассоциации, возникающие у исследуемых с отдельными словами или высказываниями при последовательном чтении слов или заполнении пропусков в предложении.

АУДИОМЕТР — устройство для определения времени работы приёмника на волне определенной радиостанции. Используется в рекламных исследованиях.

АУДИОРЕКЛАМА — звуковая реклама.

АУДИТОРИЯ НОСИТЕЛЯ fAudience) - то же, что и рейтинг, но чаще употребляется в отношении печатных изданий.

АУДИТОРИЯ РЕКЛАМНАЯ - все лица, которые могут прочитать, увидеть или услышать рекламное сообщение, переданное конкретным источником информации.

АУДИТОРНЫЙ РАЗРЕЗ — цель рекламного исследования, определяющего характеристики аудитории: пол, возраст, семейное положение, образование и т.п.

АФИША — одно из средств печатной рекламы в форме плаката или объявления большого формата, в котором обычно преобладает текстовое информационное начало.

БАННЕР (от англ. banner — флаг) —  1)как средство наружной рекламы — прямоугольный или треугольный рекламный планшет на месте продажи, выполняемый из пластика, картона или бумаги. Б. может вывешиваться на улицах, в витринах, проходах между стеллажами, на стенах торгового зала; 2) одно из основных средств рекламы в Интернете. Б. размещаются на Web-страницах и представляют собой графические элементы определенного размера (как правило, 40x400 пикселов), содержащие рекламное обращение.

БАЙРИК – минимизированная веб-страничка, раскрывающаяся в виде окошка поверх основного браузера.

БАСОРАМА — рекламная панель с подсветкой, устанавливаемая на крыше автобуса.

БЕСПОЛЕЗНАЯ АУДИТОРИЯ - получатели рекламного обращения, на которых оно не было рассчитано.

БЕСПОЛЕЗНЫЙ (ХОЛОСТОЙ) ТИРАЖ -часть тиража, которая не достигла адресата.

БИЕННАЛЕ — демонстрация чего-либо два раза в год (например, Венская Б. рекламных плакатов).

БИНГО-КАРТА — специальный раздел издания, предоставляющий возможность читателям запрашивать информацию по рекламируемым в этом издании товарам.

БИЛБОРД — элемент наружной рекламы, щитовая реклама. В Б.применяются специальные конструкции, могут быть приспособлены для закрепления щитов заборы и стены зданий. Для носителей Б.используются материалы, устойчивые к воздействию окружающей среды.

БЛИКФАНГ — предмет, привлекающий внимание покупателя, прохожего или посетителя выставки. Броскость Б. может достигаться за счет его подвижности, оригинальности решения (например, гипертрофированного размера и т.п.).

БЛЭК-АУТ — одна из основных форм радиорекламы, короткая сценка продолжительностью 20..,30 с. Рекламная идея развивается чаще всего в форме диалога, оригинальной композиции, часто с оттенком юмора.

БРИФИНГ -краткая пресс-конференция, устраиваемая руководством фирмы в случаях неординарных событий, чрезвычайных происшествий или других событий, которые она считает нужным осветить или разъяснить.

БРОШЮРА — средство печатной рекламы, непериодическое печатное издание объемом в 1...5 п. л. Используется, как правило, для выведения новых товаров на рынок. В Б. подробно излагаются свойства товара, способы применения и хранения. Имеет ограниченный тираж.

БОКС — часть рекламного текста, выделенная обводкой.

БРЭНДИНГ (branding) — маркетинговая деятельность по созданию особого потребительского впечатления, которое является частью имиджа и формирует отношение целевого сегмента рынка к брэнду.

БУЛЛ-МАРК — средство печатной рекламы в виде красочной закладки, вкладываемое издательством в книгу или журнал.

БУКЛЕТ — средство печатной рекламы, представляющее собой издание, размещенное на одном листе, сложенное в несколько параллельных сгибов.

БЭКГРАУНДЕР – текущая информация, не содержащая сенсаций, которую следует регулярно публиковать для поддержания непрерывного потока новостей, исходящих от организации.

БЮЛЛЕТЕНЬ (пресс-бюллетень) — инструмент паблик рилейшнз, представляет собой периодическое издание конкретной фирмы (учреждения), содержащее текущую информацию о её деятельности.

ВИТРИНА — средство маркетинговых коммуникаций в местах продажи и наружной рекламы. Представляет собой выкладку, демонстрацию товара, отделенного от потребителей прозрачной перегородкой. В. бывают специализированные, комбинированные, внешние, внутренние и др. В. может использоваться как самостоятельное пропагандистское рекламное средство.

Отдельно стоящие В. могут находиться в местах массового скопления людей: в подземных переходах, на остановках транспорта и т.д.

ВКЛАДЫШ — средство печатной рекламы, вид приложения к журналу или книге. Представляет собой лист высококачественной бумаги с помещенным на нем рекламным посланием или многостраничное издание в виде проспекта. Часто служит в качестве закладки, отличается многократным действием и высокой степенью запоминаемости.

ВНЕДРЕНИЕ — показатель, предложенный специалистом по рекламе Р. Ривзом для определения процента адресатов, которые запомнили конкретное рекламное обращение.

ВОВЛЕЧЕНИЕ — показатель, предложенный Р. Ривзом для обозначения количества потребителей, обративших внимание на рекламу. Определяется в процентах к общему количеству адресатов и лиц, запомнивших конкретное рекламное обращение.

Продвижение товара в системе маркетинга
Проммаркетинг, МТС
Продукт в маркетинге
Продуктовая стратегия, определение ассортимента
Производственная функция маркетинга
Процедура, процесс исследований, проведение
Промышленный маркетинг и логистика
Маркетолог