Возникновение и развитие банковской конкуренции

Элементы конкуренции существовали уже у прообразов банковских учреждений (например, менял). Однако до конца XIX – начала XX века она не играла существенной роли. Английские банкиры считали конкуренцию ниже своего достоинства: «Банковское дело – профессия, а не ремесло». Развитие банковской конкуренции происходило в основном в XX веке.

Две структурные перестройки банковского дела в ХХ веке:

1920-е годы – волна рационализации в банковском деле, внедрение новых технологий. Результат: разорение мелких неконкурентоспособных банков.

1960-е годы – рост благосостояния населения, повышение привлекательности частной клиентуры. Результат: усиление конкуренции на рынке услуг для населения, возникновение банковского маркетинга.

Современные закономерности банковской конкуренции

Тенденции банковской конкуренции за рубежом:

·  универсализация банковской деятельности, образование финансовых конгломератов;

·  широкомасштабное проникновение на банковский рынок небанковских структур;

·  расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов, глобализацию банковской конкуренции;

·  постоянное возрастание значения неценовой конкуренции;

·  либерализация государственного регулирования конкуренции.

Особенности банковского рынка в России:

·  достаточно большое число конкурентов;

·  концентрация активов у крупнейших банков;

·  неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка;

·  внедрение на банковский рынок небанков;

·  локальный характер банковских рынков.

Проявления банковской конкуренции в России:

·  расширение ассортимента банковских услуг;

·  рост интереса со стороны банков к рекламе и маркетингу;

·  развитие банковского стратегического планирования.

Факторы усиления банковской конкуренции в России:

·  стабилизация положения коммерческих банков;

·  рост благосостояния и экономической культуры населения;

·  глобализация банковской конкуренции;

·  развитие технологий передачи информации.

Банковская конкурентная стратегия

Сущность банковской стратегии

Предпринимательская стратегия

·  обобщающая модель действий, ориентированных на долгосрочное развитие фирмы (банка);

·  определенный уровень системы целей фирмы (банка).

Пирамида целей фирмы (банка):

Пирамида целей фирмы (банка)

Портфельная стратегия – выбор направлений (хозяйственных объектов) для инвестирования, формирование инвестиционного портфеля фирмы (банка).

Конкурентная стратегия – совокупность правил, которым должна следовать фирма (банк) для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности.

Типология банковских стратегий

Уровни банковской стратегии:

·  Корпоративная стратегия разрабатывается для банка как единого целого;

·  Деловая стратегия разрабатывается для каждой деловой сферы, выделяемой в банке;

·  Функциональная стратегия определяется для каждой функциональной сферы банка, таких как производство, сбыт, финансы;

·  Оперативная стратегия формулируется для обособленных подразделений банка – функциональных отделов, управлений, филиалов, представительств и т.д.

Матрица М. Портера:

Стратегическое пре-   имущество

 

Целевой

рынок сбыта

 

Низкие
издержки

 

Дифференциация
продукта

 

Широкий

Стратегия лидерства в снижении издержек

Стратегия
дифференциации

Стратегия фокусирования

Узкий

с акцентом на снижение
издержек

с акцентом на дифференциацию

Матрица И. Ансоффа:

Рынки

 

Товары

 

Старый

 

Новый

 

Старый

 

Проникновение
на рынок

 

Развитие
рынка

 

Новый

 

Разработка
товара

 

Диверсификация

Матрица Бостонской консультационной группы:

Относительная доля
на рынке

Темпы роста

отрасли

 

Высокая

 

Низкая

 

Высокие

 

«Звезда»

 

«Трудный
ребенок»

 

Низкие

 

«Дойная
корова»

 

«Собака»

Положения об отделах маркетинга
Понятие банковского маркетинга
Брендинг территорий
Внутренний маркетинг
Жизненный цикл в маркетинге
Значение имиджа территории
Примеры партизанского маркетинга
Назначение политического маркетинга
Субъекты регионального маркетинга
Понятие нововведений в организации
Типология потребностей
Конъюнктура рынка