Цена и ее функции

Результативность деятельности компании зависит от воздействия многих факторов, одним из которых является политика ценообразования.

Формирование ценовой политики компании (см. рис.)

Формирование ценовой политики компании

Ценообразование – это процесс формирования цены на товары и услуги, а также системы цен в целом.

В основе формирования цен должны лежать затраты общественного труда. Цены должны быть экономически обоснованными, возвращать предприятию затраты производства и оборота, а также обеспечивать прибыль, необходимую для расчетов с бюджетом, работниками и направляемую на расширение производства.

Цена – денежное выражение стоимости товара или услуг, экономическая категория, служащая для измерения величины затраченного на производство товара (услуг) общественного труда.

В условиях рынка ценообразование – весьма сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов и базирующийся не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга.

Рассмотрим основные функции цен.

Функция учета и изменения затрат общественного труда

Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Функция сбалансированности спроса и предложения

Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства,

потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.

Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

Стимулирующая функция цены

Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Функция распределения и перераспределения

Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

Основной  проблемой  в  ценообразовании  на сельскохозяйственную  продукцию  является  преодоление  недостаточного  уровня  возмещения производственных издержек ценами реализации, которые  «установлены,  как  правило,  на  уровне значительно  ниже  общественной  стоимости» Фактически закупочные цены, по которым реализуется преобладающая часть продукции сельского хозяйства, занижены и по ряду ее видов не покрывают  средние  по  отрасли  затраты.  Это  особенно относится к наиболее затратной отрасли – животноводству. При  этом  возможности  неценового  возмещения  издержек  сельских  товаропроизводителей весьма ограничены. Практика ценообразования  в  сельском  хозяйстве  имеет  тенденцию  к  относительному  снижению  функции цены  как  источника  возмещения  производственных  издержек.  Государственная  политика  направлена на минимизацию роста розничных цен на  продовольствие  путем  сдерживания  закупочных цен на сельхозпродукцию. С другой стороны, государство  недостаточно  контролирует  увеличение  цен  на  промышленную  продукцию  аграрного назначения. Это усложняет условия воспроизводства в с.х.

Центральным  элементом  системы  цен  на сельскохозяйственную  продукцию  должны  стать гарантированные (защитные) цены,  являющиеся минимальными закупочными ценами и выступающие в  качестве ориентира для проведения  государственных  интервенционных  закупок  в  случае падения  рыночных  цен  ниже  их  уровня.  Применение  гарантированных  цен  целесообразно  при реализации  сельхозпродукции  в  республиканские продовольственные фонды, а также при определении размеров субсидий в тех случаях, когда  рыночные  цены  оказываются  ниже  гарантированных.  При  этом  дифференцированная поддержка сельскохозяйственных  товаропроизводителей  в  данном  случае  может  осуществляться  в  пределах  определенных  квот  и  на  излишки  продукции,  которая оказалась нереализованной по свободным ценам.

Цены на сельхозпродукцию, в основном регламентируются государственным регулированием.