Функции упаковки и маркировки продуктов питания

В области товарной политики промышленный маркетинг продуктов питания требует особых действий. Важную роль в промышленном маркетинге пищевых продуктов приобретает политика предприятия (организации) в области обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания. Поскольку с употреблением пищевых продуктов непосредственно связано здоровье и жизнь потребителей, то на передний план выходят вопросы безопасности изготовляемой продукции, следовательно, и требования обязательной сертификации, которая подтверждает соответствие продукта требованиям стандартов.

Основной задачей стандартизации на современном этапе является развитие и поддержание в актуальном состоянии нормативной базы, обеспечивающей разработку, производство и потребление высококачественной, безопасной и в конечном счете конкурентоспособной продукции.

Сертификация является социально-нормативным инструментом и представляет собой действие, удостоверяющее, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу, что подтверждается сертификатом соответствия или знаком соответствия.

Сертификацией занимаются областные отделения Белорусской торгово-промышленной палаты. В республике создан Национальный фонд стандартов, насчитывающий свыше 100 тыс. нормативных документов. В Фонде представлена нормативная документация практически по всей номенклатуре продукции, производимой в республике, что позволяет разработчикам и производителям учитывать требования как международных и региональных стандартов, так и прогрессивных национальных стандартов ведущих стран. Эксперты ВТО, изучавшие состояние работ по сертификации в республике, подтвердили соответствие проводимой работы в этой области принципам Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО.

Большинство предприятий (организаций) пищевой промышленности, осознав необходимость приведения в соответствие отечественных стандартов с международными, ориентируют свою деятельность по управлению качеством на требования международных стандартов.

В отличие от отечественных международные стандарты требований к продукции подразделяют на:

- обязательные;

- рекомендуемые.

Обязательные требования обеспечивают безопасность пищевых продуктов для жизни и здоровья потребителей и в зависимости от вида продукции нормируют следующее: токсичные элементы (мышьяк, ртуть, свинец, кадмий, цинк), пестициды, радионуклиды, микробиологические показатели, содержание консервантов, массовую долю красящих веществ и другие, являющиеся вредными для организма человека.

Таким образом, безопасность продуктов питания, устанавливаемая обязательной сертификацией, является необходимым условием конкурентоспособности пищевых продуктов.

Товарная политика предприятия (организации) — изготовителя пищевых продуктов требует также особых действий по разработке упаковки и маркировки реализуемой продукции.

Для привлечения внимания покупателя продукты питания должны иметь яркую, оригинальную упаковку, которая способна выполнить по отношению к потребителю рекламную функцию, функцию общения. Кроме того, упаковка пищевых продуктов должна выполнять и информационную функцию, т.е. содержать штриховой код, информацию о составе продукта, энергетической ценности, сроках годности, а для некоторых из них — и о способе применения. Наличие штрихового кода, подробная и достоверная информация о составе продукта повышают доверие покупателя к его качеству. Штриховой код позволяет потребителю определить страну, где произведен товар, предприятие (организацию)-изготовителя, ассортиментный номер товара и при необходимости предъявить претензии к качеству товара. Кроме того, использование штрихового кодирования позволяет предприятию (организации) с помощью современных ЭВМ оптимизировать подсчет, контроль над запасами, подборку, отгрузку, получение товаров и расчет за них.

Состав пищевого продукта важен для потребителя с точки зрения концепции сбалансированного питания, которая определяет пропорции отдельных пищевых веществ (жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных элементов и др.) в рационе. Кроме того, значительное количество потребителей обращает внимание на содержание в составе продукта пищевых добавок со знаком «Е» (Europe). Такой знак сопровождается индексом, который соответствует определенной группе пищевых добавок (например, Е100-Е199 - красители, Е200-Е229 - консерванты, Е300—Е399 — антиоксиданты). Учитывая обоснованную предубежденность потребителей к пищевым добавкам со знаком «Е», некоторые производители заменяют его словами: антиоксидант, эмульгатор, краситель и др.

Но суть от этого не меняется, и проблема применения пищевых добавок, различных заменителей натурального сырья является в настоящее время остро дискуссионной в экономически развитых странах. Поэтому с учетом озабоченности потребителей продуктов питания влиянием на их организм различных синтетических добавок и заменителей конкурентные преимущества получают те предприятия (организации) пищевой промышленности, которые сохраняют традиционные технологии производства продуктов питания, основанные на натуральном сырье.

Таким образом, решения по упаковке и маркировке пищевых продуктов должны отвечать требованиям конечных потребителей. При этом предприятие (организация) пищевой промышленности должно учитывать также требования каналов сбыта и использовать упаковку, облегчающую транспортировку и хранение. Она должна быть прочной и функционировать достаточно долго, иметь место для нанесения информации.