Функции и задачи менеджера

Менеджеры в условиях современного производства - специалисты по управлению (руководители предприятий, фирм, организаций, различного рода управляющие). Менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса.

Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта -хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу. Понятие "менеджер" в современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

руководителю по отношению к подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

Две функции: экономическая и социальная. Первая нацелена на максимизацию прибыли, вторая - на создание и стабилизацию эффективно работающих коллективов.

Архетипы управляющего

Каждый цикл менеджмента подчеркивает определенную управленческую роль, требующую специфических знаний, умений и черт характера. Руководители, которые имеют все данные для таких конкретных ролей, образуют различные архетипы.

Первый  архетип - лидер,

второй - администратор,

третий - плановик,

четвертый - предприниматель.

Лидер играет свою роль в процессе реализации решений. Здесь особенно ценятся умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. В более ранних представлениях об управлении дар лидерства рассматривался как важнейшее (и почти единственное) требование к руководителю. Отсюда происходит и определение управления как “обеспечение выполнения людьми определенных заданий”. Это, действительно, основное качество руководителя, без которого не могут быть успешно реализованы управленческие решения. Однако лидер - это лишь одна из нескольких ролей, необходимых для успешной деятельности современной фирмы.

В контроле и  экстраполяционном планировании акцент делается на эффективность и ее оценку, а не на личностные характеристики. Цикл контроля требует управляющего с административным складом характера, хорошо представляющего, что существенно для успешной деятельности фирмы. Это способность определить место сбоя и принять корректирующие меры. Не бросаясь в крайность полного игнорирования человеческой личности, управляющий-администратор все же не позволит, чтобы человеческие симпатии и антипатии в трудовом коллективе заслоняли основное дело. Он готов решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях.

Управляющий-плановик стремится к оптимизации будущей деятельности фирмы, концентрируя основные ресурсы в традиционных хозяйственных областях и направляя фирму на достижение поставленных целей.

Кроме специфических способностей, эти три архетипа должны обладать различными сочетаниями черт характера и талантов. Лидер - быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу. Администратор - быть предельно объективным и полагаться на факты и логику. Плановик - иметь аналитический склад ума, методичность в работе и ориентацию на будущее.

Предприниматель, хотя и ориентирован на будущее, отличается от плановика тем, что стремится изменить динамику развития фирмы, а не экстраполировать ее прошлую деятельность. В то время как плановик оптимизирует будущее фирмы, предприниматель ищет новые направления ее сегодняшней деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции. Плановик проецирует прошлое на будущее, предприниматель же творит будущее фирмы. Плановик рационален и допускает лишь дозированный риск, а предприниматель - прирожденный экспериментатор и никакого риска не боится. Плановик экстраполирует цели фирмы - предприниматель ставит новые и более сложные цели. Плановик склонен к типовым решениям и выбирает один из имеющихся вариантов - предприниматель стремится к решениям нестандартным и разрабатывает варианты сам.

Принципы, стили и методы управления

В современной российской теории приняты следующие основные принципы

а) менеджмента:

1. принцип единоначалия;

2. принцип мотивации;

3. принцип лидерства;

4. принцип научности;

5. принцип ответственности;

6. принцип правильного подбора и расстановки кадров;

7. принцип экономичности;

8. обеспечение обратной связи;

б) управления:

1. принцип хамелеона;

2. управление всеми функциями организации;

3. повышение эффективности;

4. ответственность;

5. коммуникации;

6. этика бизнеса.

Методы менеджмента являются способами осуществления управленческой деятельности. Разные менеджеры используют различные методы, исходя из собств.личных предпочтений. Методы опираются на закономерности – объективная основа методов.

Классификация методов:

1. в зависимости от организационной формы

  методы прямого воздействия

  методы воздействия путем постановки задач

  методы воздействия путем создания стимулирующей ситуации

Эта группа характеризуется тем, что руководитель не только ставит задачу перед подчиненными, но и дает детальные инструкции по ее решению. Этот метод следует применять при незнании подчиненного решения задач, либо при нехватке времени.

1. в зависимости от объективных законов:

  экономические методы управления

  социальные

  психологические

  правовые

Существует 4 основных подхода к теории и практике управления – процессный, ситуационный, системный и подход с точки зрения научных школ.

С точки зрения процессного подхода, управление – это непрерывное выполнение серии взаимосвязанных управленческих функций.

Ситуационный подход основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

В рамках системного подхода организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

При подходе с точки зрения научных школ управление рассматривается с четырех различных точек зрения – школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.

Существуют следующие основные принципы управления производством:

1. Прогнозирование – выработка сценариев возможных ситуаций в будущем, принятие решений на этапе определения целей организации. Методы прогнозирования могут быть количественными (экстраполяция, моделирование) и качественными.

2. Планирование – разработка планов развития и практических мер по их выполнению. Планирование может быть текущим (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (10-20 лет).

3. Организация – создание определенной структуры для выполнения производственных планов и достижения определенных целей. Функция «организация» состоит из двух групп элементов: 1) организационно-материальных (структурирование, распределение обязанностей и передача полномочий, взаимоотношения подразделений и групп); 2) социальных (содержание мотивации, характер коммуникационных отношений, система подбора кадров, порядок воспитания личности в сотрудниках). Элементы функции «организация» должны обеспечивать: 1) устойчивость к воздействию внешней среды; 2) предприимчивость и готовность предложить свои услуги раньше других; 3) подвижность и готовность к адаптационным изменениям.

4. Мотивация – побуждение к действиям для достижения определенных целей. Мотивация должна побуждать взяться за данную работу и хорошо ее выполнить. Существует определенный системный подход к созданию схемы мотивации: «вход» - «оценка» - «решение» - «выход», где необходимо учитывать получаемое сотрудником вознаграждение, направленность и готовность работать дальше.

5. Контроль – функция, призванная обеспечить стабилизирующую роль в системе управления и достижение целей организации. Контроль необходим с момента начала «жизненного цикла» организации и требуется на протяжении всей ее функциональной деятельности.

Элементы функции «контроль»:

1) установление стандартов для оценки результатов;

2) измерение результатов;

3) оценка результатов;

4) корректировка деятельности и стандартов.