Внедрение маркетинга в банковское дело и в туристскую индустрию

В настоящее время растет интерес к банковской сфере. Создаются коммерческие банки, укрупняются уже имеющиеся и исчезают те, которые не выдерживают конкуренцию. С развитием коммерческих банков и расширением круга выполняемых ими операций актуальной становится проблема внедрения маркетинга в банковское дело.

Маркетинг в банковском деле – это система управления и организации деятельности банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы с целью получения максимальной прибыли.

Создание банковской системы в РБ привело к необходимости внедрения коммерческими банками современных приемов и методов маркетинга. Чтобы выжить, банкам надо бороться за каждого клиента. Вся деятельность банка должна опираться на глубокое и всестороннее изучение рынка, его реального потенциала и перспективы развития. В этом банку поможет маркетинг.

Развитие мировой экономики характеризуется внедрением в производство результатов НТП. Эти мероприятия требуют крупных капитальных вложений. Важным источником удовлетворения спроса на капитальные вложения является банковская система. Современный коммерческий банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований.

Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время является основным направлением стабилизации и развития народного хозяйства предполагает в качестве первоочередной меры оздоровления финансов и перестройку банковской системы. В этой связи формирование и развитие финансового рынка – это объективный процесс.

Бурный рост числа банков в РБ и возрастания конкуренции между ними выдвинули на первый план задачу скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в теорию и практику работы финансового рынка.

Однако, в отличие от западных стран, где маркетинг в банковской сфере формировался на основе опыта деятельности промышленных и торговых компаний и вобрал в себя достижения общей теории маркетинга, формирование его в нашей стране происходит одновременно с процессом перехода к рынку всех структур и сфер деятельности. Это обстоятельство усиливает значение современного маркетинга, которое заключается не только в активизации банковской деятельности, но и в ускорении формирования новой банковской системы, ориентированной на рынок.

Основными направлениями деятельности банков являются:

розничная банковская деятельность (деятельность банка по оказанию услуг частным лицам);

– оптовая банковская деятельность (банковская деятельность по обслуживанию организаций).

Рынок розничной банковской деятельности характеризуется расширением потребительского кредитования населения. Основную долю составляют кредиты на строительство и приобретение жилья, растет спрос частных клиентов на кредиты на прочие потребительские цели, например, приобретение товаров длительного пользования, оплата обучения в высших и средних учебных заведениях («студенческие кредиты»). Сравнительно недавно в республике стали предоставляться кредиты на приобретение автомобилей, оплату туристских путевок, медицинских услуг; расширяется практика предоставления овердрафта на текущее потребление. Оказываются различные услуги по расчетно-кассовому обслуживанию населения, в том числе по приему коммунальных платежей, осуществлению срочных переводов через международные платежные системы.

Развивается банковское обслуживание, основанное на использовании банковских пластиковых карточек, которое предоставляет клиенту возможность проведения расчетов в организациях торговли и сервиса, получения наличных, конвертации денежных средств, осуществления платежей постоянного характера и т.д. Например, оплата коммунальных услуг в отделениях банков и в платежных терминалах самообслуживания (инфокиосках), услуг Интернет-провайдеров, провайдеров мобильной связи в сети банкоматов и информационных киосков; оплата услуг мобильной связи со счетов держателей банковских пластиковых карточек с использованием мобильных телефонов.

Туристская деятельность в развитых странах является важным источником доходов государства, способствует развитию сферы мирового хозяйства.

С каждым годом растет количество отраслей, вовлеченных в туристскую индустрию:

– производство товаров народного потребления,

– торговля,

– строительство,

– транспорт,

– страхование и т.д.

Во многих государствах туризм развивается как система, которая и дает доход в казну, и предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Помимо явной прибыльности туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

Туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство туристических организаций предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в Россию. Поэтому в республике влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллионы рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного зарубежного туриста требуется около 10 человек).

Среди основных причин отставания  туристской отрасли от мировых стандартов специалисты называют следующие:

– низкий профессиональный уровень подготовки персонала;

– низкое качество сервиса;

– нестабильность законодательства;

– неразвитые системы связи и коммуникаций;

– экологические проблемы.

Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей по причинам:

– небольшие стартовые инвестиции;

– растущий спрос на туристские услуги;

– высокий уровень рентабельности;

– минимальный срок окупаемости затрат.

Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле
Особенности жизненного цикла товара
Комплекс маркетинга на рынке медицинских услуг
Особенности среды зарубежных рынков
Маркетинг в российской экономике на потребительском рынке
Поведение потребителей
Особенности международной рекламы
Особенности промышленного потребительского рынка
Особенности развития маркетинга в России
Реклама товаров промышленного назначения
Особенности рынка услуг

Видео: Реклама Греции как туристического центра