Сущность и функции финансов

Социально-экономическая сущность и функции финансов.

Финансы -это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов  денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов, нет денег, нет финансов. Деньги - особое средство, выполняющее роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг, посредством которого выражается стоимость всех других товаров, а финансы это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средства, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Сущность финансов проявляется в их функция: распределительной и контрольной. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция  означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над  этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных,или первичных доходов.

Контрольная функция проявляется в финансовом контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Будучи инструментом формирования и использованием денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса.

Централизованные финансы. Централизованные финансы - экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Финансовая политика: цели, методы, организация, контроль.

Финансовая политика  -часть экономической политики государства, правительства; курс, проявляющий в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом  регулировании, в  управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Финансовая политика включает такие элементы, как финансовое законодательство, финансовая информация, принципы управления финансами, финансовое планирование, финансовый контроль и др., которые выражаются в нормативно-правовых актах.  Финансовая политика «скелет» финансовой системы, который укрепляет и делает ее устойчивой к воздействию внешних факторов.

Цели финансовой политики:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

  2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

  3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Основы финансовой системы

Финансовая система-совокупность относительно обособленных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Группировка финансовых отношений в финансовой системе Российской Федерации проводится по двум главным признакам: функциональному назначению, определяющему сферы финансовой системы, и способу организации финансов, влияющему на состав звеньев внутри каждой сферы.

Функциональное назначение любой совокупности финансовых отношений зависит от роли субъектов этих отношений в общественном воспроизводстве: одни является  непосредственными участниками воспроизводственного процесса (в материальном производстве и непроизводственной сфере),другие –организуют страховую защиту экономических интересов участников общественного производства, третьи- осуществляют государственное регулирование  и координацию процессов общественного развития.

В зависимости от своего функционального назначения финансовые отношения могут быть разделены на три крупные сферы:

1.финансы предприятий, обществ и учреждений (они опосредствуют процесс производства продукции и оказания услуг)

2. страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита разнообразных интересов субъектов хозяйствования и граждан;

3.государственные и местные финансы, благодаря которым в распоряжение государственных и местных органов власти поступают денежные средства, необходимая им для выполнения своих функций. Каждая сфера финансовых отношений в зависимости от ее функционального назначения решает свои специфические задачи. Внутри каждой из сфер финансовой системы выделяются звенья, каждая группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от способа организации финансов, оказывающего определяющего влияние на источники формирования финансовых ресурсов, состав и назначение целевых денежных фондов:

1.финансы предприятия-финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, и финансы учреждений осуществляющих некоммерческую деятельность;

2. страхование- социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности,страхование предпринимательских рисков;

3.сфера государственных  и местных  финансов разбита на тир звена: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяются на подзвенья, с определенной  внутренней структурой содержания в них финансовых отношений.

Управление финансами.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений и обусловлено их историческими, экономическими и политическими условиями и подчиненно  финансовой политике государства. В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через  финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования и научно-технического прогресса.

Экономический строй, или система хозяйствования, определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно государства и его органов. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений лишь через налоговую политику (конкретную систему налогов), регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки (через субсидии и другие формы). То есть происходит не управление финансами

Со стороны государства, а воздействие через финансы- реализация финансовой политики. В зависимости от концептуальной предпосылки государство или усиливает, или ослабляет свое вмешательства в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов. В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы, то есть отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях. Управление государственными финансами в экономически развитых странах регулируется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

Законодательные и Исполнительные органы управления финансами.

Управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти и управления –Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации, при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах. Основными задачи  Министерства финансов является:

Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

Обеспечение устойчивости государственных финансов  и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

Совершенствование методов Финансово-бюджетного планирования;

Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В структуру Министерства финансов РФ входят следующие департаменты и управления: Департамент бюджетной политики; Главное  управление Федеральное казначейства, отраслевые департаменты (финансово-хозяйственного обеспечения и капитального строительства, оборонного комплекса и правоохранительных органов, ценных бумаг и финансового рынка и др.); Департамент государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионное управление; Департамент страхового надзора и др. Важная роль мобилизации налогов принадлежит Министерству по налогам и сборам, осуществляющему контроль за правильным и своевременным перечислением юридическими и физическими лицами налогов в бюджетную систему.

На предприятиях различных форм собственности управление финансами осуществляется планово-финансовым управления и отделы, которые составляют бизнес- планы, частью которых являются финансовые планы предприятия.