Стимулирование сбыта товара

Стимулирование сбыта – это форма маркетинговых коммуникаций, представляющая собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара.

Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются маркетинговыми задачами фирмы и характеристиками целевой аудитории, на которую они направлены.

Исходя из своих особенностей и возможностей, стимулирование сбыта используется главным образом в следующих случаях:

-      когда на рынке имеется множество конкурирующих товаров с практически одинаковыми потребительскими свойствами;

-      для введения на рынок нового товара или выхода фирмы на новый для нее рынок;

-      для поддержания позиции товара при переходе его жизненного цикла в стадию зрелости;

-      для повышения осведомленности покупателей о предлагаемых товарах;

-      для оживления упавшего спроса.

Методы стимулирования сбыта могут быть применимы по трем основным направлениям:

- для стимулирования торговых посредников;

- для стимулирования собственных торговых работников;

- для стимулирования покупателей.

При воздействии приемами стимулирования сбыта на торговых посредников решаются следующие основные задачи: поощрить увеличение объема сбыта; стимулировать заказы максимальных по объему партий товара на реализацию; поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара; снизить временные колебания в поступлении заказов от посредников и т.д.

Среди наиболее распространенных приемов стимулирования посредников выделяют следующие:

-      скидки с цены при оговоренном объеме партии товара;

-      премии – “толкачи”, выплачиваемые посредникам при продаже товаров сверх оговоренного количества за определенный промежуток времени;

-      организация конкурсов и съездов посредников;

-      обеспечение розничных торговцев бесплатными рекламоносителями (плакаты, вымпелы, наклейки и т.п.) и др.

Стимулирование сбыта по отношению к собственному торговому персоналу преследует цель увеличить объем сбыта в подразделениях самой фирмы; поощрить наиболее эффективно работающих; дополнительно мотивировать их труд; способствовать обмену опытом между продавцами.

Основными средствами этого направления являются:

-   премии лучшим торговым работникам;

-   предоставление лучшим продавцам дополнительных дней отпуска;

-   конкурсы продавцов;

-   проведение конференций продавцов и др.

Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя, чаще всего преследуют цель познакомить потребителя с новинкой; “подтолкнуть” его к покупке; поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей; снизить временные колебания сбыта (сезонные, в течение недели) и др.

Многочисленные приемы по стимулированию сбыта покупателей включают:

-   скидки с цены;

-   распространение купонов. Купоны представляют собой сертификаты, дающие право на оговоренную экономию при покупке конкретного товара;

-   всевозможные премии. Премия – это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара;

-   бесплатные образцы. Распространение образцов (“самплинг”) – это предложение товара потребителям бесплатно или на пробу.

-   конкурсы, лотереи, игры и др.

Основными чертами системы стимулирования сбыта в целом как формы маркетинговых коммуникаций следует назвать:

·  привлекательность (потребители, посредники и сотрудники получают дополнительные бесплатные блага, что всегда воспринимается адресатом коммуникации положительно);

·  информативность (в некоторых случаях получение бесплатного образца товара, его опробование несут больше информации потребителю, чем можно было бы передать другими средствами коммуникаций);

·  кратковременность эффекта в росте продаж;

·  многие приемы носят характер приглашения к покупке;

·  многообразие средств и приемов стимулирования сбыта.

Что касается комплексной программы стимулирования, то в отношении ее маркетолог должен принять ряд дополнительных решений. В частности он должен решить, сколь интенсивное стимулирование применить, как долго оно будет длиться, и какие средства следует выделить для его проведения.

Интенсивность стимулирования. Деятель рынка должен принять решение о том, сколь интенсивное стимулирование предложить. Для успеха мероприятия необходимо наличие определенного минимума стимулирования. Более сильный стимул обеспечит и больше продаж, но при постоянно падающем темпе сбыта. Стимулы могут быть предложены либо всем, либо только каким-то особым группам лиц.

Длительность программы стимулирования. Если мероприятие по стимулированию слишком растянуто во времени, предложение потеряет часть своего заряда, толкающего на немедленные действия. Более эффективным является относительно непродолжительное стимулирование продаж. Кратковременность мероприятия побуждает потребителя быстро воспользоваться преходящей выгодой. Но если длительность мероприятия слишком коротка, многие потребители не смогут воспользоваться предлагаемыми выгодами, поскольку как раз в это время у них, возможно, не будет надобности в повторных покупках. Применительно к товарам широкого спроса стимулирование может продолжаться в среднем от одного до двух месяцев. Товары, приобретаемые один раз в год, нуждаются в краткосрочном (4 -6 недель) стимулировании в момент, когда покупка наиболее вероятна.

Бюджет мероприятия по стимулированию. Смету на мероприятия по стимулированию сбыта можно разработать двумя способами. Деятель рынка может выбрать конкретные меры и обсчитать их стоимость, однако чаще размер ассигнований определяется в виде процента от общего бюджета.

Презентация: Принципы формирования товарной политики