Социологические исследования

Классификация и сфера применения социологических методов исследования СУ

По временному признаку социологические исследования подразделяются на краткосрочные (экспресс-анализ, оперативный анализ), средне- и долгосрочные.

Экспресс-анализ имеет предельно сжатые сроки – 1-5 дней. Он ведется целенаправленно, по одной проблеме, как правило, в условиях высокой неопределенности. Поэтому для участия в экспресс-анализе привлекаются наиболее квалифицированные специалисты.

Оперативный анализ – это также краткосрочное целевое исследование. В течение 10-20 дней подготавливается решение локальной управленческой задачи или разбирается конкретная ситуация. Нередко для проведения оперативного анализа разрабатывается целевая методика (например, специальный опросник).

Среднесрочные исследования обычно проводятся в течение 2-4 месяцев небольшой группой социологов, возможно с привлечением специалистов других подразделений. Долгосрочные исследования продолжаются 5-10 месяцев. Исследователи должны сами выявить спектр проблем в данной системе управления, установить и проанализировать ведущую проблему.

По целям исследования социологические исследования СУ подразделяются на исследования по отклонениям, зондажно-информационные, оценочные, по оптимизации.

Чаще всего встречаются исследования по отклонениям, когда налицо неблагополучная ситуация и требуется установить причину ее возникновения, найти корректирующие решения.

На втором месте по распространенности – зондажно-информационные исследования, в задачу которых входит прогнозирование последствий или реакций на предлагаемые решения, зондаж общественного мнения, выявление актуальной проблематики. Оценочные исследования необходимы, когда требуется подготовить информацию о результативности функционирования системы управления или подобрать группу людей для выполнения определенной деятельности. В каждом случае разрабатывается специальная батарея методик.

По срокам проведения оценочные исследования и большинство зондажно-информационных исследований относятся к оперативным.

Задачей исследований по оптимизации является усовершенствование и развитие направлений деятельности какой-либо функциональной службы, работников по отдельной функции управления или всей системы управления в целом.

Социологические методы исследования помогают также проанализировать и усовершенствовать каналы коммуникации в организации. В частности, анкетный опрос, беседа, анализ документов позволяют выявить обеспеченность деятельности руководителей и специалистов необходимой информацией, определить, каких сведений недостает, а какая часть имеющейся информации практически не используется. Такие исследования могут быть проведены применительно ко всей системе управления в целом, либо в отношении отдельной группы руководителей, либо в отношении отдельных категорий информации.

Результаты социологических исследований СУ могут быть представлены в виде отчетов, аналитических записок, справок, докладов. Социологу следует ограничивать разумными пределами круг лиц, кому предоставляются результаты исследования, поскольку материалы исследования могут быть использованы “не по назначению” – в личных целях, в позиционной борьбе, в борьбе за место. Таким образом, при проведении социологических исследований СУ требуется не только высокая квалификация исследователя, но и соблюдение им профессиональной этики.

Руководителю, менеджеру следует иметь общее представление о социологических методах исследования СУ, чтобы оценить квалификацию исполнителей, лучше понять инструментарий исследования, возможности его применения в конкретной ситуации. Ниже мы рассмотрим методы беседы и анкетирования. Особое внимание мы намеренно уделяем составлению анкет, поскольку, в отличие от исследований крупномасштабных СУ (отрасль, город, регион, государство), многие исследования более мелких по масштабу СУ (фирма, предприятие) с использованием анкетирования проводятся “своими силами”, без привлечения профессионалов.

Методы анкетирования и интервьюирования

Опрос – метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Объект опроса (опрашиваемый) называется респондентом.

Существуют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Они различаются друг от друга формой контакта.

Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит наиболее распространенным методом сбора данных.

Интервью бывает:

1) по технике проведения:

стандартизированным (формализованным), то есть беседа включает в себя точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым;

нестандартизированным, то есть при беседе определяется только тема; вопросы ставятся в свободной форме;

2) по типу респондентов: интервью с ответственным лицом; интервью с экспертом; интервью с рядовым респондентом.

3) по технике регистрации ответов – протоколируемым; непротоколируемым.

Метод анкетирования – опрос, проводимый письменно с использованием анкеты. К достоинствам метода следует отнести следующие характеристики:

а) это наиболее оперативный метод сбора первичной социологической информации;

б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки;

в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей.

При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность. При выборочном анкетировании – только часть генеральной совокупности – выборочная совокупность.

Прямой опрос – метод сбора данных, при котором ответы вписываются лично опрашиваемыми лицами.

Косвенный опрос – метод сбора данных, при котором ответы записывает анкетер (лицо, проводящее анкетирование).

При очном анкетировании происходит прямое общение исследователя с респондентом, анкета заполняется в присутствии исследователя. При этом достигается стопроцентный возврат анкет, а респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике ее заполнения.

Заочное анкетирование подразумевает заполнение анкеты при отсутствии исследователя. Прессовое анкетирование – анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах). Почтовое анкетирование – анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать ответ на них и возвратить по почте. Раздаточное анкетирование – анкеты раздаются каждому респонденту. Исследователь объясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.

Определение объема выборки.

Генеральная совокупность – объект исследования, который территориально, производственно и во времени ограничен и для которого выводы проведенного исследования будут правомерны.

Выборочная совокупность (выборка) – отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности. Необходимо создать репрезентативную выборочную совокупность, в которой есть все элементы генеральной совокупности.

Репрезентировать – значит точно отражать генеральную совокупность при помощи выборочной. Репрезентативность выборки определяется двумя компонентами: а) ошибками, допущенными при регистрации, и б) случайными ошибками.

При сплошном исследовании в идеальной ситуации ошибок репрезентативности не будет, поэтому с точки зрения статистики лучше всего – сплошной опрос.

Способы формирования обследуемой совокупности включают в себя не строго случайные и случайные методы.

Не строго случайные методы включают в себя следующие виды выборок: целенаправленную, квотную и стихийную выборки.

Целенаправленная выборка – отбираются типичные для генеральной совокупности элементы по каким-то определенным критериям.

Квотная выборка – модель структуры генеральной совокупности, которая строится в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов.

Стихийная выборка – выборка “первого встречного”; при этом критерии выбора не задаются.

Случайные методы включают в себя следующие виды выборок: простая случайная, систематическая случайная, серийная случайная (гнездовая) выборки.

Простая случайная выборка – выборка, сформированная из тех элементов генеральной совокупности, номера которых совпадают с числами из таблицы случайных чисел.

Систематическая случайная выборка – выборка, элементы которой отображены через какой-то определенный интервал из исходного списка (алфавитные книги, финансовые ведомости и т.д.). Такую выборку еще называют шаговой.

Серийная (гнездовая) выборка – единицей отбора будет статистическая серия, то есть совокупность статистически различных единиц. Эта выборка используется, когда есть возможность разбить генеральную совокупность на однородные группы, гнезда (бригады и т.д.). Серии, попавшие в выборку, подвергаются сплошному или выборочному обследованию.

Составление анкеты. Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследования.

Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть;  “паспортичка”.

Вводная часть. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

Основная часть. Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки.

Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими.

После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.

На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

“Паспортичка”. Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты.

Вопросы – это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку. Это могут быть собственно вопросы, высказывания, таблица, незаконченные предложения.

По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными.

Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.

Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему.

Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.

Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.

Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу.

Косвенный вопрос – вопрос, который дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.

По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов.

А. “Да – нет” – вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.

Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один.

В. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.

Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников.

По своим целям вопросы делятся на следующие типы.

А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.

Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, а также для перехода от одной темы к другой. В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. Контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. Главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами.

В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть.

Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента.

Таким образом, назначение всех функциональных вопросов (п.п. Б-Г) – упорядочение течения опроса.

Измерения в исследовании СУ

При проведении опроса встает проблема измерения (как, в какой системе шкал эксперты или респонденты будут оценивать явления или процессы). Существует несколько видов шкал.

Номинальная (шкала наименований) – используется для описания принадлежности объектов к определенным классам. Всем объектам одного и того же класса присваивается одно и то же число, а элементам разных классов – разные числа. Например, переменная “пол” дает два класса (мужской и женский). Если обозначить один из них нулем, а другой – единицей, то можно подсчитывать частоту появления 1 или 0 и проводить дальнейшие статистические процедуры.

Порядковая (ранговая) шкала применяется для упорядочения объектов по одному или совокупности признаков. Она предусматривает сопоставление интенсивности определяемого признака у изучаемых объектов (то есть расположение их по признаку “больше – меньше”, но без указания, насколько больше или насколько меньше). Широко используется при анализе предпочтений. Пример шкалы – низкий, средний или высокий социальный статус.

Шкала интервалов применяется для отображения величины различия между свойствами объектов; ее основное свойство – равенство интервалов. Пример – субъективная оценка уровня риска при принятии управленческих решений (1; 2 – низкий уровень, … 6; 7 – высокий уровень).

Шкала отношений показывает, во сколько раз свойство одного объекта превосходит это же свойство другого объекта. Такие шкалы имеют значимую нулевую точку, которая указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Пример шкалы отношений – уровень дохода на 1 члена семьи.

Шкала разностей показывает, на сколько один объект превосходит другой.

Выбор той или иной шкалы для измерения определяет выбор метода измерения. Для ответов на вопросы, то есть для принятия решения каждым респондентом, проводятся объективные и (или) субъективные измерения рассматриваемого объекта в явном или неявном виде. При субъективном оценивании изучаемых объектов системного управления чаще всего эксперты или респонденты применяют метод рангов, метод непосредственного оценивания и метод сопоставлений. Последний включает две разновидности – парного сравнения и последовательного сопоставления. Приведенная классификация – по признаку оценки респондентами своих предпочтений.

1) По методу рангов респондент осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). Наиболее предпочтительному объекту обычно присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному – последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот.

Таким образом, этот метод позволяет определить место исследуемого объекта среди других объектов СУ. Достоинством метода рангов является его простота. Однако метод не позволяет с достаточной точностью ранжировать объекты, количество которых превышает 15-20, а также ответить на вопрос, как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.

Несмотря на свою простоту, данный метод применяется в практике исследования СУ довольно редко.

Метод сопоставления может осуществляться парным сравнением или последовательным сопоставлением.

2) Парное сравнение – процедура установления предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Измерение проводится в шкале порядка.

Иногда респонденты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары. Упорядочение в каждой паре, безусловно, не дает сразу упорядочения всех рассматриваемых объектов, поэтому необходима последующая обработка результатов сравнения. Все возможные пары объектов респондент представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект 1 – объект 2, объект 2 – объект 3 и т.д.) или в форме матрицы.

При большом количестве исследуемых объектов на результаты парного сравнения могут влиять психологические факторы, то есть предпочтение иногда получает тот объект, который в перечне пар записан первым или находится выше по расположению в матрице. Поэтому для исключения психологического влияния иногда проводят двойное парное сравнение, то есть парное сравнение при обратном расположении объектов и соответственно объектов в каждой паре.

Метод парных сравнений очень прост и позволяет исследовать большее количество объектов (по сравнению, например, с методом рангов) и с большей точностью.

3) Непосредственная оценка – процедура приписывания объектам числовых значений (баллов) в зависимости от их важности. Таким образом, объекты упорядочиваются на шкале интервалов. При этом наиболее важному объекту приписывается наибольшее количество баллов по принятой шкале. Наиболее распространен диапазон шкалы оценок от 0 до 1,0; от 0 до 5,0; от 0 до 10,0 и от 0 до 100. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1. Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Например, “очень важный”, “важный”, “маловажный” и т.п., что тоже иногда для большего удобства обработки результатов опроса переводится в балльную шкалу (соответственно 3, 2, 1). Указанный метод используется только при уверенности в полной информированности респондентов об исследуемых свойствах объекта, что встречается не часто.

4) Метод последовательного сопоставления включает одновременно ранжирование и непосредственную оценку объектов. Респондент располагает все исследуемые объекты в порядке их важности (как метод рангов). Предварительно каждому из объектов приписывается определенное количество баллов, например, по шкале от 0 до 1 (как метод непосредственного оценивания). Причем самому важному объекту дается балл, равный 1, а всем остальным в порядке уменьшения их значимости, то есть от 1 до 0. Далее респондент решает, будет ли важность объекта, имеющего ранг 1, больше суммы балльных оценок всех остальных объектов. Если будет, то величина балльной оценки первого объекта увеличивается до соблюдения этого условия, а если нет, то респондент уменьшает эту величину до такого числового значения, чтобы она стала меньше суммы оценок всех остальных объектов.

Величины оценок второго, третьего и последующих объектов по важности определяются последовательно, аналогично оценке первого, наиболее важного объекта. Метод последовательного сопоставления для респондентов наиболее трудоемок, особенно когда количество исследуемых объектов более шести-семи.