Социально-экономическое содержание маркетинга

В настоящее время в современной экономической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет единого определения маркетинга (всего насчитывается более 2000 определений). Вместе с тем, из этого огромного множества различных определений можно выделить пять основных подходов к определению содержания маркетинга.

I. Маркетинг, как явление, тесно связан с рыночной деятельностью.

II. Маркетинг как торговая деятельность в широком смысле слова, то есть как система рыночных товарно-денежных отношений . Согласно данному подходу, маркетинг определяется как экономическая деятельность, состоящая в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю. В этом состоит коммерческое понимание маркетинга.

Следует отметить, что ушло в прошлое традиционно сбытовое (коммерческое) понимание маркетинга как метода сбыта, цель которого заключалась в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую фирма в состоянии производить. В современных условиях монополии руководствуются принципом организации производства таких товаров и в таких объемах, которые можно продать на рынке полностью, а это означает, что фирма должна точно знать потребности рынка в соответствующем товаре, изучать и прогнозировать развитие рынка.

С этих позиций целесообразно рассмотреть сущность маркетингового и сбытового подходов (см. схему):

СБЫТ: ПРОИЗВОДСТВО – РЕАЛИЗАЦИЯ – ПОТРЕБЛЕНИЕ

 МАРКЕТИНГ:

Ш. Маркетинг основан на распределительном подходе, согласно которому маркетинг понимается как комплекс организационно-технических и коммерческих функций предприятия, связанных с реализацией товаров и услуг, то есть те виды деятельности, которые непосредственно не связаны с процессом производства, но обслуживают его. Это: транспортировка продукции; ее хранение; складирование; сортировка и продажа.

Недостатками распределительного подхода к маркетингу являются:

·   деятельность ограничена сферой обращения;

·   такая трактовка маркетинга исключает из системы маркетинга одну из главных составляющих, а именно: планирование ассортимента продукции.

IV. Далее по степени развития маркетинга различают функциональный маркетинг - это система организационно-технических и коммерческих функций предприятий связанных с производством и реализацией товаров, изучением рынка, стимулированием продаж, политикой цен.

Это означает, что проведение маркетинговой политики требует перестройки всей системы управления производством, повышения эффективности деятельности всех подразделений. Благодаря маркетингу предприятия выявляют потребности покупателей (как потенциальные, так и реально существующие, обеспеченные финансовыми средствами, платежеспособные), а также их требования к качеству, обеспечивают превращение покупательной способности в конкретный спрос на данный товар или услугу. Кроме того, предприятия добиваются того, чтобы связи покупателя с продавцом (производителем) какого-либо товара или услуги были долговременными и систематически повторяющимися.

V. Маркетинг как целостная рыночная концепция управления производством. Маркетинг рассматривается как система, в основе которой лежит принцип принятия рациональных и эффективных хозяйственных решений на базе информации о требованиях рынка, предполагающая проведение хорошо скорректированной и целенаправленной политики приспособления производства и сбыта к требованиям потребителей с целью их завоевания.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность фирмы (включая ее программы производства, научно-технических исследований, капиталовложений, финансовых средств, рабочей силы, сбыта и др.) основывалось на знании потребительского спроса и его изменений в ближайшей перспективе. Более того, одна из целей системы маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, с тем, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов.

Формы маркетинга

Основу маркетинга составляют: исследование рынка; разработка программы производства товара; установление цен; налаживание коммуникаций; организация доставки; развертывание служебного сервиса и т.д. Хотя обычно считается, что маркетинг – удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный "маркетинг", когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара коммерсанту приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца – это, как правило, дефицитный рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями» рынка выступают покупатели. Рынок покупателя – это в основном насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями» рынка оказываются продавцы.

Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, то есть доведения продукции до потребителя. Основной задачей каждого изготовителя-продавца и потребителя является получение удовлетворительного коммерческого итога. Обеспечение коммерческого успеха непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм. типов и видов рынка. Изучение рынка осуществляется с двух позиций:

1. С позиции его характерных особенностей, потребностей и возможностей;

2. С позиции его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции, вероятности появления товаров-аналогов и товаров-заменителей и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя.

При этом можно выделить 3 основные Формы:

1. Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или совершенствование выпускаемого. Основная задача – побудить потребителя приобретать новые или усовершенствованные товары. Такой тип маркетинга не всегда необходим, так как в ряде случаев (например, при дефицитном рынке) можно обойтись без «атак на потребителей»

2. Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих из рынка. Здесь главная задача маркетинга – изучение потенциальных потребностей, осуществить поиск рыночной «ниши».

Маркетинг второго типа – непреложная часть коммерческой деятельности в целом, так как без изучения запросов потребителей предприниматель обойтись не может.

3. Интегрированный маркетинг – комбинация первых двух форм маркетинговой деятельности.

Его целесообразность, необходимость определяется тем, что только всесторонний анализ возможностей предприятия со стороны производства и рынка способен обеспечить настоящий коммерческий успех.

Презентация: Маркетинг гостиничных услуг