Составляющие комплекса маркетинга

Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать ответную реакцию со стороны целевого рынка. 

Комплекс маркетинга - одно из основных понятий современной системы маркетинга.  В него входит всё, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара.

Главная цель разработки комплекса — обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ предприятия, завоевание прочных рыночных позиций.

Комплекс маркетинга может быть выражен «4 P »:

1. Product (Товар)

2.  Price (Цена);

3.  Promotion (Продвижение);

4. Place   (Место, Распределение/Дистрибуция);

Маркетинговая теория 5p (маркетинг – микс) дополняет существующую теорию весьма важной категорией:

5. Personnel ( Персонал).

Товар – всё, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления, и что может удовлетворить потребность или желание. Всё, что способствует удовлетворению нужды можно назвать товаром. Товарами могут быть физические объекты, услуги, определённая территория, организация и идеи.

Цена, как важнейший экономический инструмент комплекса маркетинга, оказывает непосредственное воздействие на характер доходности предприятия. Ведь для определения цены любого товара важнейшими показателям возможности его реализации являются спрос на аналогичную продукцию, чувствительность покупательской способности, конкурентоспособность, а также уровень издержек, связанных с ее производством и реализацией. Поэтому очень важным направлением деятельности маркетинговой службы компании является обоснованный выбор эффективной ценовой стратегии, направленной на разработку ценовой политики.

Цены должны быть такими, чтобы производитель мог возместить затраты и обеспечить прибыль предприятию. На процесс формирования цены оказывают влияние цели компании, факторы окружающей среды, характер спроса, политика конкурентов и другие факторы. Если цена не соответствует ценности товара, то потребители обратятся к товарам конкурентов. Суть ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.

Продвижение товара на рынок — это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество.

Цели продвижения: стимулирование спроса и улучшение образа компании. 

Основные виды продвижения:
- реклама;
- паблисити (“паблик релейшенз”);
- стимулирование сбыта;
- персональные продажи.

Все инструменты продвижения делятся на две группы: ATL и BTL. Происхождение такого разделения обычно объясняется тем, что в 50-60гг. ХХ века в компании Procter & Gamble было принято разделять виды рекламы в рекламном бюджете чертой на две группы, где в первую относилась вся традиционная реклама, а во вторую – все остальное. В современном маркетинге термины ATL и BTL являются скорее  профессиональным сленгом, чем концепцией, потому что четкой методики подобного разделения нет.

·  ATL  (Above the Line – англ.: над чертой) обозначает традиционные неличные коммуникации (рекламу) через привычные рекламные носители: средства массовой информации (СМИ), листовки, наружная реклама, вывески и т.п.

·  BTL  (Beyond the Line – англ.: под чертой) – обозначает нетрадиционные личные стимулирующие акции, воздействующие на потребителей опосредованно (непрямо) либо в момент принятия решения о покупке, чаще всего носят краткосрочный характер.

·  TTL  (Through the Line – англ.: сквозь черту) – так обозначается совокупность всех ATL и BTL инструментов продвижения, интегрированных в единую программу продвижения.

Дистрибуция —  комплексная деятельность, заключающуюся в продвижении продукции от производителей к конечным потребителям, организации распределения продукции в сегменте, на территории, органзации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.

Персонал - люди, задействованные в бизнесе, или персонал. Имеются в виду те сотрудники, с которыми столкнется покупатель нашего продукта. Этот человеческий ресурс, задействованный в донесении необходимой информации до потребителя. А поскольку необходимо расставить нужные акценты, ответить на вопросы, улучшить впечатление (но никак не испортить его), персонал должен обладать определенными качествами и знаниями. Иными словами, без постоянного и качественного обучения тут не обойтись.

Презентация: Источники маркетинговой информации