Содержание и специфика банковского маркетинга

Маркетинг является идеологией, стратегией, политикой и тактикой коммерческого банка.

Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены самой спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция создается в результате пассивных и активных операций. Пассивные операции ведутся в целях формирования средств, прежде всего за счет сбережений и временно свободных денежных средств населения. Активные операции – это распределение мобилизованных средств с целью обеспечения необходимого уровня прибыли и устойчивости банка.

Банковские услуги по своему характеру делятся на кредитные, инвестиционные, операционные и прочие. Кроме этих традиционных услуг коммерческие банки России осваивают новые для них факторинговые услуги, лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и др.

Основные задачи банковского маркетинга следующие:

1. Обеспечение рентабельной работы банка.

2. Поддержание ликвидности и имиджа банка в целях соблюдения интересов клиентов банка.

3. Удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг.

4. Решение организационных, коммерческих и социальных проблем самого банка, его коллектива.

Процесс маркетинга начинается с изучения клиента и выявления его потребностей, а оканчивается приобретением банковской продукции (услуги).

Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.

Три аспекта маркетинга:

·  маркетинговая философия (ориентация фирмы на потребности клиентов);

·  маркетинговый инструментарий (применение множества инструментов рыночной политики, маркетинг-микс):

исследование банковского рынка:

§  сбор информации

§  анализ рынка

§  наблюдение за рынком

§  прогнозирование рынка

разработка и реализация стратегии

§  формулирование стратегии

§  товарная политика

§  ценовая политика

§  сбытовая политика

§  коммуникационная политика

·  маркетинговое управление (целенаправленная координация всех видов деятельности в сфере сбыта).

Специфика маркетинга в банковской сфере

Специфика банковских услуг:

·  абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия);

·  неотделимость услуги от источника;

·  непостоянство качества (неодинаковость) услуг;

·  несохраняемость банковских услуг;

·  договорной характер банковского обслуживания;

·  связь банковского обслуживания с деньгами;

·  протяженность обслуживания во времени;

·  вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.

Специфика банковского маркетинга:

·  ориентация на визуализацию (создание наглядных образов) банковских услуг;

·  усилия по формированию внешней привлекательности банка как такового;

·  образовательная ориентация маркетинга (деятельность по разъяснению клиентам содержания услуг);

·  усилия по формированию вокруг банка климата доверия;

·  обеспечение устойчивой мотивации персонала по качественному обслуживанию клиентов;

·  большое значение автоматизации в оказании услуг.

Презентация: История развития маркетинга