Российский рынок бытовых услуг

В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций сферы бытового обслуживания.

Бытовыми услугами называют труд, воплощающийся в той или иной потребительской стоимости, которая способна удовлетворять определенные личные потребности.

При этом статьей 346.27 НК РФ определено понятие бытовых услуг – это платные услуги, оказываемые физическими лицами (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту,  техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Согласно ОКУН, группа «Бытовые услуги» делится на подгруппы:

·  ремонт, окраска и пошив обуви;

·  ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

·  ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

·  изготовление и ремонт мебели;

·  химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

·  ремонт и строительство жилья и других объемов;

·  услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий;

·  транспортно-экспедиторские услуги;

·  услуги бань и душевых;

·  услуги парикмахерских;

·  услуги предприятий по прокату;

·  ритуальные услуги.

Бытовое обслуживание, в основном, представлено организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90%.

Всего представляется 600 видов различных услуг бытового характера.

Объем рынка бытовых услуг в России в 2009 году составил 34,9 млрд. руб. На протяжении последних нескольких лет рынок демонстрировал устойчивый рост – около 20% в год. Однако по итогам 2010г. темпы роста существенно ниже показателей прошлого года. В 2009г. населению РФ было оказано бытовых услуг на сумму в 158,8 млрд. руб.

Российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы быта являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические лица – 13%.

Рисунок 1

Доли организаций коллективной и индивидуальной форм собственности на российском рынке бытовых услуг, %

Доли организаций коллективной и индивидуальной форм собственности

Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30% ежегодно и обусловлен главным образом стремлением состоятельных людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.

Данные о возрастании объемов потребления бытовых услуг населением представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Объем бытовых услуг на душу населения

2006 год 2007 год 2008 год
Российская Федерация 1966 2328 2861
Центральный федеральный округ 2876 3142 3658

Разнообразие бытовых услуг очень велико. Объемы бытовых услуг на душу населения по видам в России представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Объемы бытовых услуг на душу населения по видам в России (руб.)

2008
Все оказанные услуги 2860,8
в том числе:
ремонт и пошив обуви 65,9
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 206,9
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 149,0
изготовление и ремонт мебели; 90,4
химическая чистка и крашение 21,9
услуги прачечных 15,0
ремонт и строительство жилья и других объемов 861,7
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 743,9
услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий 58,0
услуги бань и душевых 64,2
услуги парикмахерских 224,1
услуги по прокату 18,7
ритуальные услуги 206,2
другие услуги 134,7

Из анализа таблицы 2 можно сделать вывод о том, что наибольшим спросом в России у населения пользуются услуги по ремонту и строительству жилья и других построек.

Осуществление бытовых услуг с вызовом мастера на дом, может быть представлено проектом «Супруг на час» (аналог - компания «Мастер»). Такой бизнес не требует высоких капитальных вложений, а за счет удовлетворения потребности в мелком ремонте дома, может принести значительный доход.

Улучшение обстановки на рынке бытовых услуг невозможно без выявления проблем в данной сфере, и предложений по их решению.

Таблица 3 - Проблемы бытовых услуг и их решение

Проблемы Решение
Появление нелегальных, теневых предприятий Проведение переписей налоговыми и статистическими органами
Высокий уровень налогообложения Реформирование налоговой базы, введение льгот по налогообложению и арендной плате
Несовершенство нормативного регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания. Принятие законов о защите прав потребителей, федеральных и муниципальных законов в сфере услуг, бытового облуживания населения (Федеральный закон от 28.12.2009 №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 февраля 2010 года), утвердить нормы и социальные нормативы, регламентирующие деятельность бытового обслуживания
Низкий уровень государственной поддержки Программы по развитию предпринимательства, муниципальные программы развития торговли
Недостаточный уровень спроса, из-за низкого уровня доходов населения, Социально направленная государственная политика
Низкое качество услуг Подготовка и переподготовка кадров, приобретение нового оборудования
Сложность доступа к кредитным ресурсам Совершенствование кредитной системы и разработка специальных программ кредитования предприятий сферы бытового обслуживания населения, предоставление льготных кредитов предприятиям, в том числе через фонд поддержки малого предпринимательства

На данный момент деятельность по оказанию бытовых услуг  населению не очень рентабельна и имеет много проблем, но она является социально-значимым сервисом, а поэтому его необходимо развивать, что просто невозможно без поддержки государств.

Это объективно предполагает формирование институционального механизма регулирования рынка бытовых услуг, который должен включать систему мер организационно-экономического характера, направленных на совершенствование структуры рынка бытовых услуг в целях сбалансированности спроса и предложения. К таким мерам относятся методы, содействующие реорганизации структуры рынка бытовых услуг с использованием государственных рычагов для ускорения прогрессивных изменений на социальном уровне.